«В переживаемый нашей страной непростой этап у некоторых клиентов страховых компаний закономерно возникают вопросы о том, как будет функционировать ОСАГО в ближайшее время, а также будут ли по-прежнему доступны услуги «автогражданки» для малообеспеченных слоёв населения? Гражданам следует помнить, что ОСАГО — это, прежде всего, неотъемлемая часть государственной программы по обеспечению доступности услуг страхования для всех категорий населения России, пользующаяся федеральной поддержкой. Кроме того ОСАГО — это не только важнейший, но и масштабнейший социальный проект, заслуживший доверие множества клиентов со всех уголков России.
Уверен, сегодняшний рынок моторных видов страхования, включая сегмент обязательного автострахования, уже достиг того уровня зрелости, когда и страховые компании, и их клиенты кровно заинтересованы в том, чтобы сохранить то, чего они все вместе достигли, при этом не потеряв в доступности услуг. Большую роль в развитии «автогражданки» и укреплении доверия страхователей к страховщикам, сыграла индивидуализация тарифов ОСАГО. Это одна из ключевых причин, по которым сектор достойно держит удар, и каких-то особенных проблем ожидать не следует. Подумайте сами, по итогам 2021 года средняя премия фактически осталась на уровне 2020 года, составив 5 590 рублей. Согласно прогнозам Российского Союза Автостраховщиков (РСА), почти каждый третий отечественный водитель может получить в 2022 году максимальную скидку за безаварийное вождение по ОСАГО, которая составила целых 54% после перерасчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ) 1 апреля.
И все же, что подразумевается под термином «зрелость страхового рынка»? Например, даже при высоком уровне автоматизации всех бизнес-процессов, и ориентации регулятора рынка – Центрального Банка (ЦБ) РФ в сторону перехода к использованию электронных полисов и налаживанию процессов урегулирования убытков онлайн, страховые компании предусмотрительно сохранили возможность оформления классических бумажных полисов. Сдержанная политика страховщиков сейчас сыграла в плюс, потому что каждый человек имеет возможность посетить офис компании, где сможет и полис купить, и оформить страховой случай даже без интернета. Не будет никакого социального взрыва и каких-то проблем, связанных с доступностью услуг или жалобами, даже в случае перебоев на территории РФ с доступом к всемирной паутине.
Вступившие в силу 19 марта обновленные справочники оценки средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, в соответствии с которыми рассчитываются выплаты по ОСАГО, также способствуют тому, что средняя цена полиса обязательной «автогражданки» осталась неизменной. Естественно, в справочниках содержатся данные стоимости запчастей за декабрь-январь, и они не могут отображать текущие реалии. Уверен, скачки цен найдут отражение в следующей версии справочников, над которой работают эксперты РСА и ЦБ.
В любом случае, все ранее мною сказанное гарантирует стремление страховщиков сохранить среднюю стоимость полисов ОСАГО примерно на том же уровне, на котором она находится в последние три года, чтобы по-прежнему миллионы добросовестных автовладельцев могли оформлять полисы обязательной «автогражданки» по «старым» ценам».