Есть проблема, но нет решения
Итак, катализатор и/или сажевый фильтр забивается, мотор «дышит» затрудненно, водитель терпит и упрямо отрицает проблему, если заметил ее. Потому что уже слышал, что решения нет. Может быть, водитель периодически спрашивает мастеров «своего» техцентра: «Что делать?».
Классический для России вопрос. И классически для него нет короткого, эффективного решения-ответа. Потому что совет: «Меняйте» похож сразу и на приговор, и на издевательство, учитывая цену нового катализатора. Второй совет не лучше: удалите «соты» и перепрошейте систему управления. «Белый» техцентр такую услугу не окажет, а «темно-серый» охотно возьмется, но это не тот разговор, который стоит вести здесь и сейчас, обсуждая цивилизованные способы ремонта и тем более – тему экологии.
Так что водитель ничего не делает, пока может. То есть – пока мотор хоть как-то заводится, а показатели мощности не кажутся запредельно низкими. Но дальше… В дизельном центре нам рассказали про «армагеддон», который сами наблюдали. Система выхлопа по сути стала непроходимой для отработавших газов. Далее — катастрофическая потеря мощности, прорывы выхлопных газов — откуда угодно. Итог: турбина разрушена, ее обломки «замуровали» патрубок; работа большого мотора (в том случае он был восьмицилиндровым!) стала невозможна, но он боролся до последнего, пытался «дышать»… через масляный щуп и маслозаливную горловину.
Это – одна из многих страшных ремонтных сказок, в которых слишком много правды и совсем нет надежды на хэппиэнд. Хотя на большинстве развитых рынков давно созданы и внедрены технологии очистки систем дожига и катализации. Не буду обнаучивать эти технологии, лишь перечислю их предельно коротко: выжигание нагара при высоких температурах; вымывание нагара с помощью специальной химии.
Казалось бы, все просто, есть готовое решение. Технологии отлажены, оборудование в наличии, как и опыт его применения, и доказанные, надежные результаты. Что мешает привезти оборудование и запустить услугу здесь, в России?
Ответ, думаю, знают все читатели: неэффективная, а скорее даже заоблачная, цена такого оборудования.
А еще отношение к теме экологии со стороны российских водителей.
А еще техосмотр, который пока проще и дешевле купить, чем «заморачиваться».
Есть решение, причем «мягкое»
И вдруг в безрадостной, даже какой-то безысходной теме продления жизни систем дожига возникла «движуха».
Появился подтип систем очистки, который можно с полной ответственностью назвать профилактическим.
Перечисленные ранее системы «тотальной чистки» берутся за катализаторы и сажевые фильтры в плохом и даже очень плохом состоянии и возвращают им не полный, но значительный ресурс – 50-70% от ресурса новых. Процедура длительная, сложная, а значит неизбежно – дорогая. В Европе, особенно в сегменте грузового и коммерческого транспорта, такая дороговизна никого не удивляет и принимается рынком. Но в России… Тем более теперь, после всех прыжков валютных курсов, при нынешнем соотношении рубля и евро…
Системы профилактической чистки обещают меньше и предполагают иную логику. Услуга позиционируется изначально, как «профилактика». По заверениям поставщиков подобного оборудования можно значительно продлить срок службы катализаторов и снизить токсичность выбросов, если делать процедуру раз в год, начиная уже при пробеге в 60-70 тыс. км.
Как относиться к таким словам? Скептически. «Чего не вижу, о том рассказывать не рискую»…И вот – повезло увидеть.
Тест-профилактика
Компания «Техно-Хилл Клаб» седьмого августа провела в Москве очередную демонстрацию своей установки Leader-4M.
Примечательно, что тест проводился в хорошо известном мастерам тюнинга центре WINDE, на мощностном стенде.
Теперь о процедуре теста.
Все просто: берем трехлитровый «Порше» с тем самым пробегом, от которого рекомендуется начинать ежегодную профилактику; помещаем «подопытного» на стенд и строим графики мощности и момента; делаем обработку — и снова строим графики мощности и момента.
Скажу сразу: изменения проявились, пусть и минимальные. Мотор изначально показал себя безупречно, но после профилактики был отмечен некоторый рост мощности – пять лошадиных сил, и некоторое улучшение общего вида кривой, особенно в зоне 2000-2700 об/мин.
Немного о процессе профилактики.
Самое приятное: никакого крупного демонтажа! Никаких особых условий для подключения, даже по питанию: достаточно бортовой системы «подопытного». В мобильной версии оборудование может использоваться буквально – на улице. Хотя условия сервиса предпочтительны, все же там есть полноценная система удаления и фильтрации отработавших газов.
Основа технологии профилактики – электролиз, установка готовит газообразную смесь, которую через трубку подает во впускной коллектор, за воздушный фильтр. Его демонтаж – вот и все, что надо сделать перед началом работы.
Далее все просто. Убедиться, что температура окружающей среды годная (положительная, в заданном диапазоне); проверить стартовые данные: оценить запас жидкости в резервуаре системы и соответствие показаний амперметра рабочему диапазону; рассчитать срок обработки по простейшей таблице – он зависит от объема мотора. И – все, можно начинать.
В нашем случае мотор – трехлитровый, процедура для него расчётно длится от 45 минут до часа. За это время надо несколько раз делать прогазовки, импульсно повышать обороты сериями по 5-7 нажатий на педаль газа.
Не-выводы
Очень сложно делать выводы после одного теста. Но попробую.
— Система, по заверениям разработчиков, собирается из европейских комплектующих в российском корпусе. Это хорошо для качества и бюджетно.
— Система настолько проста, что не имеет права ломаться, и это тоже хорошо.
— Технология работы не требует особенной квалификации и длинного обучения оператора, не нуждается в выделении рабочего поста.
— Процесс может совмещаться с иными работами вроде ТО, не увеличивая общее время пребывания автомобиля в ремзоне.
— Негативного «шлейфа» от применения уж точно не надо опасаться. Никаких механических примесей или тяжелой химии мотор и катализатор не «накушаются».
— На вопрос о цене оборудования был дан прямой ответ, «здесь и сейчас» — порядка 150 тыс. рублей. Считайте, еще один стенд для заправки кондиционера… И бесценный ответ на вопрос вашего любимого клиента – «что делать» — бонусом.