Автор – Константин Якубов, автопутешественник, журналист
Начало путешествия тут – День Первый: Москва – Вологда
Дорога к Белому морю, как уже писал Auto3N, двухполосная, с обгонами по встречке, но движение неплотное. Знаки и камеры присутствуют.
Нашему монстру с его 150-сильным мотором обгоны даются не очень просто. За секунду до начала действа нажимаешь педаль в пол, коробка проваливается на пару передач, появляется тяга, машина устремляется вперед и бодро обгоняет то, что не давало нам поддерживать крейсерские 100 км/ч по спидометру (да, именно столько!) УАЗа не умеет завышать и показывает даже чуть меньше истинной скорости. В итоге мы не привезли ни одного штрафа за скорость.
Архангельская область встретила нас солнечной погодой. А вот к стелле подходы не почищены, но остановиться есть где, не доезжая до нее метров 50, остановочная площадка.
Внимание: местные не умеют обгонять! Вылезти на встречку и не спеша, с разницей в пару километров в час обгонять фуру 30 секунд – это практически повсеместно.
Гаишников на трассе практически нет, аварий мы также не увидели. Чем дальше от Вологды, тем меньше песка на дороге. Это не делает ее хуже. Дорога выметена, если не сказать выскоблена до асфальта. А песком обработаны «входы» в повороты и сами повороты, подъемы и зоны торможения. Разумно и экономно. Зачёт.
Заправки тоже есть, конечно, не на каждом шагу, но встречаются. Из брендовых – Лукойл и Роснефть. С туалетами чуть сложнее. Часть из них в отдельно стоящих скворечниках, а тёплые пользуются повышенным спросом.
Становится холоднее: минус 15°С, и расход незамерзайки – минимальный. Но если все-таки она понадобится, купить ее можно во всех придорожных кафешках и шиномонтажах. Забавно, что продают там правильную «контрафактную» не мерзнущую при минус 25°С и не пахнущую жидкость. На фирменных заправках покупать не стали. Когда-то, в прошлой жизни, хозяин одного, не маленького химзавода, производящего незамерзайку, сказал в частной беседе: “Из разрешённых ингредиентов я не могу сделать нормальную жидкость даже себе в Крузак!” Так что, проверять его слова не стали.
Война войной, а обед никто не отменял. Принимать пищу стоит после заката, нет смысла терять короткий световой день на этих широтах. День длится от силы пять часов, однако, при ясной погоде, закат может растянуться на час.
С последними лучами солнца попадается рекламный плакат «Кафе Узбекской кухни». Если повезет, то повар окажется выходцем из Средней Азии – обед будет вкусным. Нарушая свои правила, сворачиваем на левую обочину к кафешке.
На оживленных трассах такие маневры опасны, но это не тот случай. Обычный деревянный дом с пристройкой, бывшая жилая изба. Внутри тихо, один столик занят. Смотрим меню, отдельным листом блюда Узбекской кухни. Заказ принимают и предупреждают, у нас проблемы с электричеством, будет небольшая задержка – «Готовить (разогревать) придётся на газу». Ну, конечно, микроволновка без электричества не греет. Через обещанные 15 минут перед нами две огромные порции плова, лепешка и зеленый чай. Много, вкусно, сытно! Повар действительно из Средней Азии. Едем дальше уже в темноте.
К Архангельску температура еще упала, до минус 18°, над городом дымка – то ли туман, то ли дым. Отопление в посёлках и самом городе частично печное, да и котельные топятся углем.
На въезде в город… пробка! Разводной мост на ремонте, и движение ограничено. Как выясняется, не только Питер славится разводными мостами. Такие конструкции есть в Астрахани, Лодейном Поле, Архангельске, и много где еще. Только в них крыло не поднимается одной стороной в небо, как в городе Петра. Пролет целиком, с дорожным полотном и параллельно идущей ж.д. веткой поднимается тросами вверх, как лифт.
Сам город приятный, малоэтажный. 9 этажей – это уже башня, хотя в центре присутствуют и практически небоскребы советского периода. Застройка квадратно-гнездовая, регулярная.
Заселяемся и идём – вернее, едем гулять. Машину оставляем в начале набережной и уже ножками продолжаем путь к сердцу Поморья.
Дымка, воздух не шевелится, тихо. Настоящая зима… Набережная – один из центров притяжения туристов и жителей города. На ней расположен театр и Северный Морской музей, обязательный к посещению с экскурсией. Также на набережной есть современные арт-объекты. Памятники «Северным конвоям», «Тюленю – спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда», памятник «Соловецким юнгам, погибшим во время Великой Отечественной войны» и др.
Фото автора – Константина Якубова, специально для Auto3N
Продолжение следует – День третий: Северодвинск и Малые Карелы