Автор – Константин Якубов, автопутешественник, журналист
Начало путешествия:
День второй: Вологда – Архангельск
День третий. Северодвинск и Малые Карелы
Забавно, никто не спешит, все держат километров 80 в час. На въезде в город журналиста Auto3N встречает плотный, пахнущей печным, угольным дымом туман. Дымят трубы местной, заводской ТЭЦ. Топят ее углем, громадные мостовые краны разгружают его из ж/д вагонов и отправляют в топку.
Так, наверное, выглядели заводы первых пятилеток – дым, пар все вокруг гудит и движется.
А мы рулим на остров Ягры, входящий в состав города, оттуда можно увидеть лодки.
Первый вероятный путь упирается в ворота местных канализационных отстойников. Разворачиваемся, действуем по запасному плану. Переезжаем на северную окраину острова и через гаражи выезжаем на пляж, где оставляем УАЗ. Дальше пешком, 1,5 км до места, откуда должны быть видны лодки. Но и тут нам не везёт, снежная целина, ни тропинки, ни снегоходной колеи нет.
Рисковать и нарываться на охрану Севмаша не стали, не стоит «оно» того. Едем на берег моря. Еще 20 км пути, на запад от города, петляя по дачным проселкам и вот впереди Белое море!
12 часов, полдень, а солнце не поднимается выше макушек деревьев. Снег, деревья, весь берег залит красно-оранжевым светом приполярного солнца. «Патриот» оставили на уровне рекламного плаката с предложением вытащить нашу застрявшую машину. Пешком метров 200, выходим к торосам береговой линии. Красотища! Из звуков только ветер. Настоящая, суровая, северная природа. Стоим, наслаждаемся видами и тишиной.
Следующей точкой нашего сегодняшнего путешествия будет музей под открытым небом «Малые Карелы». Проезжаем насквозь весь Северодвинск, новый город с торговыми центрами и, даже Макдоналдсом, и старый. Северодвинск появился на картах в 1936 году под именем «поселок судостроителей», в дальнейшем, с 1938 получил имя Молотовск, а в 1957 году переименован в Северодвинск.
Застройка разнообразна: деревянная, барачная и каменная, сталинская, помпезная и величественная. Во главе всего был судостроительный завод, но о людях не забывали: вслед за барачным, деревянным жильем начали строить каменные дома.
Четвертое января, в стране длинные выходные, а тут все работает, людей на улицах немного. Тем не менее, стоянки перед проходными Севмаша заполнены машинами. Процесс идет. На стапелях под сдачу стоят два корабля. Как рассказали местные. “Акула – это прошлый век: вот, то, что сейчас мы строим – вот это сила! Вы не бойтесь!” А мы и не боимся: это Наша сила!
Минут через 50 из города кораблестроителей попадаем в царство деревянного зодчества.
С 1969 года, как уже писалAuto3N, в «Малые Карелы» со всей Архангельской области свозят деревянные постройки: дома, амбары, мельницы, церкви. Все это богатство бережно собрано, восстановлено и размещено на огромной территории, и разделено на сектора, имитируя и показывая жизнь населения Архангельской области начала прошлого века.
На закате, а солнце в начале января заходит в 15:00, все выглядит просто сказочно. Парк и экспозиция разделены на две части оврагом. Через овраг можно пройти по лестницам, маршрут кольцевой, тренировка мышц обеспечена. Некоторые дома открыты, можно зайти и посмотреть крестьянской быт. Топятся печи, есть экспозиция домашней утвари. Обойдя всю территорию, посидев в одном из двух чайных домов и отведав вкуснейших пирогов, к закрытию покидаем это место. Бурный день подошёл к концу.
Фото автора – Константина Якубова, специально для Auto3N
Продолжение следует – День четвёртый: Архангельск.