Популярность прозвища бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально — БМ-13, а впоследствии также БМ-8, М-31и других оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град».
БМ-13
Работа над созданием реактивной установки залпового огня началась в середине 30-х годов.
До этого, в 1921 году сотрудники Газодинамической лаборатории Тихомиров и Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов для самолётов.
А в 1929—1933 годах Петропавловский при участии других сотрудников проводили официальные испытания реактивных снарядов различных калибров и назначения с использованием многозарядных и однозарядных авиационных и наземных пусковых станков
К февралю 1938 года над этой разработкой трудился коллектив инженеров, химиков и конструкторов специального Реактивного института НИИ-3.
В августе того же года инженер Иван Гвай представил проект автономного полевого комплекса, включавшего механизированную установку с пусковыми устройствами и системой прицеливания, смонтированную на грузовике ЗИС-5, и комплект реактивных снарядов с химическими или осколочно-фугасными боеголовками. Новое оружие получилоя обозначение «Боевая машина 13» (БМ-13).
Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии со скоростью до 40 км/ч, быстрое развертывание на огневой позиции в течении нескольких минут, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.
В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный снаряд М-13 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша».
Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года.
В связи с началом Великой Отечественной войны на следующий день, было принято решение о формировании 1-й отдельной экспериментальной батареи с целью всесторонней проверки боевой эффективности нового оружия. Ее командиром стал капитан Иван Андреевич Флеров.
Именно батарея под его командованием и нанесла ракетный удар впервые 14 июля 1941 года в бою, уничтожив большое скопление вражеской техники и личного состава немецкой армии на железнодорожной станции Орша. Первый залп из 112 ракет из семи пусковых установок фактически стер цели с лица земли.
Немецкие военные были шокированы новым русским оружием. За установками БМ-13 или любой информации о них немцы открыли настоящую охоту, все подразделения вермахта получили задание захватить хоть одну такую машину неповрежденной.
7 октября 1941 года у деревни Богатырь Смоленской области Иван Флёров, чтобы установки не попали в руки к врагу, тяжелораненым подорвал себя вместе с боевой машиной. Через много лет позже после окончания войны, 21 июня 1995 года указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, капитану Флерову Ивану Андреевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
«Катюши» в бою
Уже к осени 1941 года в Красной Армии имелось 45 дивизионов, вооружённых БМ-13, а после началось формирование полков реактивной артиллерии, получивших официальное название «Гвардейские минометные полки артиллерии резерва Верховного Главнокомандования». Они состояли из трех дивизионов БМ-13, которые насчитывали 36 машин с общим суммарным залпом в 576 ракет, который уничтожал живую силу и боевую технику противника на площади свыше 100 гектаров.
Перед частями реактивной артиллерии, вооруженными БМ-13, в основном ставились задачи на поражение открытой живой силы и огневых средств, резервов, артиллерийских и минометных батарей противника. Поражения цели обычно достигали одним залпом. В зависимости от размеров, характера и важности цели залп давали батареей, дивизионом, полком или бригадой.
Важнейшими принципами боевого применения реактивной артиллерии в годы войны являлись сосредоточение ее на направлениях главных ударов войск, а также массированный огонь по особо важным объектам обороны противника. К концу Великой Отечественной войны в состав советской реактивной артиллерии входили семь дивизий, 11 отдельных бригад, 114 отдельных полков, 38 отдельных дивизионов, в которых насчитывалось свыше 3 тысяч боевых машин.
Легендарные «Катюши» сыграли важную роль в решающих битвах по разгрому фашистской Германии и ее сателлитов, успешно применялись во всех видах боевых действий, участвовали во всех крупных наступательных и оборонительных операциях. Всего за годы войны было изготовлено около 11 тысяч боевых машин, а также более 12 миллионов реактивных снарядов М-13 и М-31 к ним.
На шасси трехосного грузовика монтировалась рама с восемью пятиметровыми рельсами-направляющими, на которые подвешивались 16 ракет калибра 132 миллиметра. Время залпа составляло чуть более десяти секунд, после чего БМ-13 покидала огневую позицию, что снижало риск поражения установки ответным огнем противника.
В начальном периоде войны использовалось в основном шасси грузовика ЗиС-6. БМ-13 могла «достать» противника на дальности до 8,4 км и когда это происходило, то последнему приходилось очень туго.
Ленд-лиз для «Катюши»
В течении войны рама с направляющими для ракет устанавливалась не только на грузовики отечественного производства, трактора и шасси лёгких танков, но и на американские грузовики, поставленные в СССР по программе ленд-лиз. Так появилась БМ-13Н, основой для которой послужил американский трехосный полноприводный грузовой американский ленд-лизовский грузовик Studebaker US6, весьма популярный в Красной Армии.
Почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами»?
Единой версии нет. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:
- По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав 14 июля 1941 года залп по Базарной площади города Рудня. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне могла возникнуть у бойцов. Наконец, считается, что по песне оружию дал имя сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов (впоследствии — военный историк). Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов. Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны.
- Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию и автомобилям. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Также возможно произошло мнемоническое соединение и словарная перегруппировка индекса «К» и номера 13 — «ка-трина дцать».
Тогда как в советских войсках боевые машины БМ-13 и аналоги получили устойчивое прозвище «Катюша», в немецких войсках эти машины были прозваны «сталинскими орга́нами» (Stalinorgel) — из-за ассоциации внешнего вида пакета направляющих реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов.
Из воспоминаний немецких солдат: «Волчий вой нагонял на нас тоску и дурные предчувствия. Но даже он был лучше, чем завывание «органа Сталина». Так мы прозвали секретное оружие русских, которое они сами называли «Катюшами». Снаряды, выпускаемые этим оружием, скорее напоминали ракеты. Невероятный грохот взрывов, языки пламени — все это ужасно пугало наших бойцов. Когда нас обстреливали «Катюши», у нас горела техника, гибли люди».
Читайте по теме – Автомобили Победы