Автомобили Победы - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Автомобили Победы

ДРУЗЬЯ! В эти дни, в преддверии праздника Великой Победы, мы будем рассказывать не просто о моторах, а об автомобилях Победы, которые были незаменимы на фронте и в тылу...

ГАЗ-А

В 1929 году советское правительство купило у «Форда» лицензию и оборудование для производства автомобилей Ford A на Горьковском автозаводе. Их выпуск начался в 1932 году, ГАЗ-А стал первым советским легковым автомобилем массовой сборки.

Машина имела четырехдверный открытый кузов типа «фаэтон», также на заводе делали версию с закрытым кузовом ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4. От американского прототипа автомобиль отличался усиленным картером сцепления, доработанным рулевым механизмом и дополнительным воздушным фильтром. На ГАЗ-А устанавливался четырехцилиндровый мотор объемом 3,3 литра (40 л. с.) и трехступенчатая коробка передач.

Машины поступала в госорганы и в армию, также ГАЗ-А использовался в качестве скорой помощи и даже служил основой для создания легких бронеавтомобилей.

Всего с 1932 по 1936 г. на заводах ГАЗ и КИМ в Москве было произведено 41 917 экземпляров.

ГАЗ-М1

Автомобиль в простонародье называли «Эмка» или «Молотовский-первый» (в честь главы правительства Молотова).

Серийно выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год, изготовлено 62 888 экземпляров. Представляет собой второе поколение легквушек ГАЗ, был “преемником” знаменитой модели ГАЗ-А.

За образец приняты американские Ford Model B и Ford Model 18, но с рамой, адаптированной для плохих дорог.

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (но изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из дерматина), передовая для своего времени технология изготовления которого была освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford.

В 1937 году ГАЗ М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже.

ГАЗ-67 (67Б)

Первые машины были выпущены в конце 1942 года. Автомобиль получил прозвище «Козлик» за «прыжки» по внедорожью, но достойно преодолевал препятствия и пересеченную местность за счет полного привода и мощной колесной базы.

Машина была с упрощённым открытым кузовом, имела вырезы вместо дверей. Создана была под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1.

На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач.

ГАЗ-АА

Легендарный грузовик ГАЗ-АА (“полуторка”) — родоначальник автомобилей марки ГАЗ. Образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перепроектирован по отечественным чертежам.

В 1932 году модель впервые сошла с конвейера Горьковского автозавода.

Автомобили ГАЗ-АА на протяжении почти трех десятков лет безотказно работали во всех отраслях народного хозяйства СССР. Их можно было встретить буквально в любом уголке страны. Из-за грузоподъемности, которая составляла 1,5 тонны, в народе машины прозвали «полуторки». «Полуторка» стала основным автомобилем Великой Отечественной войны.

К 20 июня 1941 года в рядах РККА числилось 151 100 таких машин. Таким образом, «полуторка» стала самым массовым автомобилем РККА.

По «Дороге жизни» они прошли более 40 миллионов километров, эвакуировали более миллиона человек, доставили более 270 тысяч тонн продовольствия и фуража, 32 тысячи боеприпасов и вооружения.

Модель ГАЗ-АА и ее модернизированная версия ГАЗ-ММ послужили основой для создания целого семейства машин специального назначения. В 1934-1938 годах было освоено производство трехосных грузовиков ГАЗ-ААА, самосвалов ГАЗ-410, в 1939 году— газогенераторных ГАЗ-42, газобаллонных ГАЗ-44. Выпускались также автобусы ГАЗ-03-30 (пассажирский), ГАЗ-05-193 (штабной), ГАЗ-55 (санитарный), полугусеничный вездеход ГАЗ-60. На основе шасси ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ выпускали бензозаправщики, автофургоны и другие автомобили специального назначения.

Продолжение от Auto3N следует

Автор публикации

не в сети 3 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 93Публикации: 2098Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии