В условиях высоких температур внутри цилиндров двигателя при сгорании топлива образуется большое количество вредных соединений, а в дизельных двигателях в силу специфики процесса горения особенно важно обеспечивать требования по выбросу оксидов азота. И хотя с 1924 года, когда с конвейера сошел первый дизельный грузовик, технологии очистки выхлопных газов постоянно совершенствовались, проблема остается актуальной и по сей день.
Одно из самых эффективных решений, как стало известно журналу Auto3N, предложила компания Bosch.
Ее разработка – система очистки выхлопных газов Denoxtronic – сегодня используется в большинстве современных дизельных автомобилей и другой технике.
Система Denoxtronic дозирует и впрыскивает под давлением 32,5-процентный водный раствор карбамида (запатентованное название AdBlue) в поток выхлопных газов, где при участии каталитического нейтрализатора методом селективной каталитической нейтрализации (SCR) вредные оксиды азота преобразуются в воду и азот. Тем самым токсичность отработавших газов снижается. Работой системы управляет отдельный блок, который следит за тем, какое количество AdBlue и с какой периодичностью должно подаваться в поток выхлопных газов в зависимости от фактических условий работы двигателя и состава выхлопных газов.
При всех своих достоинствах раствор AdBlue отличается повышенными требованиями к условиям эксплуатации: даже малейшее загрязнение нарушает ход химической реакции, а присутствие в растворе нежелательных примесей может вывести из строя катализатор и всю систему в целом. Для защиты инжектора в модуле дозирования системы Denoxtronic от загрязнений предусмотрен специальный фильтр.
Фильтр системы Denoxtronic обеспечивает высокую степень очистки благодаря микропористой структуре фильтрующего элемента со специальной пропиткой. Конструкция наполнителя фильтра – частая «гармошка» из микроволокна, пропитанного специальной смолой, – создана таким образом, чтобы максимально увеличить площадь рабочей поверхности и накопительную способность фильтра.
Водный раствор мочевина AdDlue – достаточно агрессивный реагент. Поэтому материалы фильтра, с одной стороны, должны выдерживать его воздействие, а с другой, быть в достаточной степени нейтральными, чтобы никак не взаимодействовать с раствором, который очищают. И хотя к их качеству предъявляются повышенные требования, срок службы фильтров Denoxtronic не бесконечен. Через каждые 120 – 320 тыс. км (в зависимости от регламентов техобслуживания той или иной модели автомобиля) их необходимо менять. Периодичность такой замены определяется автопроизводителем – и нарушать установленные сроки не следует, чтобы не столкнуться с дорогостоящим ремонтом всей системы. Кроме того, в случае проблем в работе каталитического нейтрализатора (SCR) блок управления двигателем может ограничить мощность двигателя или даже полностью блокировать возможность его запуска. Так что другого способа обеспечить надежную работу системы, за исключением своевременной замены фильтра, не остается.
Обращаем внимание, что после установки нового фильтра систему необходимо активировать заново с помощью специального оборудования. Поэтому менять отработавший свой ресурс фильтр Denoxtronic на новый рекомендуется в условиях специализированной СТО.
в Европе все помешались на экологии, и только нашим пофиг и на загрязнение воздуха и на вырубку лесов и на загрязнение воды, увы…