Конец эпохи - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Конец эпохи

Последние дни минувшего года подвели итог целой эпохи дизельного агрегатного ремонта в Российской Федерации. 30 лет рынок создавали, цивилизовали и развивали крупнейшие мировые концерны, в автопроме в первую очередь - Bosch. В декабре 2022 года концерн разослал российским партнёрам уведомление о прекращении поддержки диагностического оборудования и фактическом выходе из всех программ на территории страны. Подчеркнем, это именно в автосегменте, в других бренд так или иначе сохраняет присутствие.

Причины появления «новогодней открытки» понятны и не нуждаются в инженерных комментариях, а равно потребительском выплеске желчи или выкрике хайпа. Впрочем, то и другое было проделано российской прессой «общего профиля», для которой суть проблемы традиционно неважна, в отличие от яркой подачи. Ну, не удивительно, как все мы знаем от маркетологов, черный пиар эффективнее «белого»… а интернет и вовсе – питается отрицательной энергией. Так что самый лояльный из прочитанных автором этих строк эпитетов в спину Bosch был – «ушли, громко хлопнув дверью». А теперь эмоции в сторону, поговорим о сути произошедшего.

Момент уникален. Традиционный для России вопрос «Кто виноват?» полностью лишен смысла, ведь любой ответ не поможет приблизиться к решению кризиса. С вопросом «Что делать?» мало кто хочет заморачиваться, особенно в прессе: статьи пишутся быстро, а крайний в деле уже назначен, точка.

Покинем захламленное инфо-поле потребителей, больше там искать нечего. И обратимся к системному – в чем есть и заслуга Bosch, кстати! – полю профессионалов дизельного ремонта.

Далее – мнение Сергея Чернявского, дизельного «ковырялы» (его собственная формулировка, вместо нее должно было значиться традиционное – эксперта в теме дизельного ремонта), который работал с Bosch и иными мировыми грандами практически с их первых лет в России.

Сергей Чернявский, руководитель компании Digital Diesel
  • Если предельно коротко: дело не в том, кто виноват и даже не в том, что делать. Дело в смене эпохи, которая совпала с политическим и экономическим кризисом глобального масштаба.

То самое письмо Bosch о прекращении поддержки визуализировало черту и определило дату.

Можете записать и запомнить: с января 2023 года в прошлое невозвратно канул пятый технологический уклад. Если вы плохо знакомы с темой, интернет вам в помощь. Надо ознакомиться, пора! Смена эпох не оставляет в живых страусов, которые прячут голову в песок, лишь бы не бояться нового. 

Теперь чуть подробнее.

Как уже сообщал журнал AUTO3N, концерн Bosch Automotive не просто ушёл из России. Он уже не вернётся в прежнем формате. Заменить его фактически невозможно… вместе с тем, замена уже не критична. Вернее, присутствие концерна не является настолько важным, как прежде. Перефразируя классическую формулу – Bosch сделал своё дело, Bosch может уходить… и он не может оставаться.

Что за «дело» сделал Bosch? Создал современный ремонтный рынок, и никак не менее!

С первого дня и на протяжении всех этих 30 лет, говорю как постоянный партнёр концерна в России, я наблюдал обе стороны присутствия технологического гиганта на рынке.

С одной стороны Bosch пришёл, чтобы зарабатывать, и это естественно: как коммерческая организация, он ставил перед собой цели и добивался их. С другой стороны, Bosch пришёл, чтобы из первобытного гаражного хаоса (в худшем его смысле грязи, дикости и бедности) спроектировать и построить систему.
Это верно и для сферы клиентского сервиса, и для сфер подготовки инженерных кадров, организации производства, логистики запасных частей. Ведь все другие бренды строили свое продвижение именно на принципах Bosch, только выглядели в сравнении несколько бледнее. Это объективно: база знаний, скажем, в теме амортизаторов, гораздо скуднее, чем база знаний в хай-тек вселенной впрыска бензинового и дизельного за 50 лет, тормозных систем и сферы безопасности, а также комфорт-электроники, алгоритмики поиска неисправностей по конкретной марке-модели-двигателю-киловаттам-годам-месяцам выпуска. Представляете, каков объем «скрижалей»? Это – многие сотни гигабайт, это несметные человеко-годы исследований и разработок, на полусотне языков, в т. ч. иероглифических.

  • Если приравнять инженерное поколение к 10 годам, то, на протяжении присутствия концерна в России, было поднято в профессии от околонулевой отметки до уровня экспертного – три поколения специалистов! Достаточно, чтобы полностью изменить мышление. Систематизировать его. А также стабилизировать полноценную систему, сделать ее работу нормой и для ремонтников, и для клиентов.

Еще раз: система – это оборудование (железо), весь объём технологической информации (базы знаний), учебные программы и поддержка сервиса, разветвлённая структура каталогов запасных частей и сама технология их подбора, оценка усилий и времени трудозатрат…

Итак, надеюсь, хотя бы теперь для наименее эрудированных стало чуть более понятно самое главное:именно Bosch и за ним иные концерны глобального уровня выстроили в авторемонте России пятый технологический уклад. Все, что будет нами делаться далее, будет делаться на базе полученных знаний и технологий, с их учетом, на их кальках. Способы работы, подходы, критерии, само мышление – все это остается с нами!

Теперь мы вынуждены сделать следующий шаг. Резко, гораздо более резко, чем могли бы в иных условиях.

Я говорю о назревшей оптимизации разросшегося «парка» SKU – Stock Keeping Unit. Именно разбухание, в последние годы – неконтролируемое и ненормальное – номенклатуры запчастей стало, на мой взгляд, предвестием неизбежного финала пятого технологического уклада и Bosch, как его ярчайшего представителя (в общем списке лидеров по числу патентов, выданных в США в 2021 году, Bosch занимает 35 место).

  • Именно пятый уклад позволил владельцу технологии получать максимум с клиента на всех этапах жизненного цикла продукта, от разработки – через производство и реализацию, а затем эксплуатацию и ремонт – до утилизации.

Клиента приучили платить не единожды, а постоянно. Снова и снова выдавать владельцу – его «законную» (ставлю в кавычки, поскольку таковой она является именно в рамках пятого уклада, а не универсально) технологическую ренту – за покупку, за гарантию, за сервис, за ремонт, за промвосстановление, за утилизацию. Каждый этап – оплачен. Каждый принес прибыль «создателю». Любой владелец технологий и участник цепочек добавленной стоимости пятого уклада годен «в строку» – будь то Mercedes как большая «упаковка» или Bosch повсеместно под его капотом, технология сбора ренты неизменна.

Все сказанное означает перекачку денег в одном направлении, из огромных географических рынков потребления – в локальные точки владения технологиями. Вот в чем признак и смысл пятого уклада.И вот почему нет резона обвинять Bosch или любой другой концерн в том, что он ушел и нас «бросил». Правила игры были такими. Эти правила мы приняли в свое время, не пытаясь внести изменения или хотя бы комментарии. Сейчас мы принимаем все связанные с прежним выбором последствия. Так же, как принимают их уходящие из России собственники технологий.

Мы – ремонтники и потребители России – оплатили значительную часть ренты за указанный период. Другие оплатили остальное, Бош – свою часть. Мы получили иную модель жизни, научились иному способу ведения бизнеса… и модель себя исчерпала. Все. Многие под этой вывеской просто прекратят существование. Лучшее, что принес пятый уклад, уже в прошлом. Худшее – а вернее, побочные эффекты сбора ренты, ставшие слишком уж серьёзными и заметными – было с нами в последние годы и существенно отягощало жизнь потребителей и бизнес -профессионалов. Я говорю, например, о подмене «инженерно-рационального» минимума ассортимента запчастей «маркетингово-эффективным» максимумом. На примере дизельных форсунок, для пояснения: весь легковой парк прекрасно помещается в несколько типоразмеров форсунок и несколько десятков их компонентов (весь рынок оцениваю в три сотни разумно целесообразных позиций). Но каталоги разрослись до десятков тысяч SKU, поскольку именно так можно было продать «оригинал», каждому – свой. Уникальный. Дорого, конечно же…

Декабрь 2022 года резко подвел черту. Но сама проблема ренты вызрела давно. Переделаю снова известную фразу, но уже не Шекспира, а Ленина: революция стала неизбежна, потому что «верхи» не хотят меняться, а «низы» не могут продолжать обслуживать ренту… В мире перестало хватать денег на ренту, и возникли новые «деньгопроводы», выстроенные на фундаменте «зеленой повестки», которую, впрочем, сильно подмочила ковидная история, и не только она. Но – не отвлекаемся.

Спецоперация сделала нас всего лишь ситуативно первыми в очереди на выход из уклада. Злой умысел неких лиц или структур вынудил именно Bosch поспешить с выходом, кто в теме – тот знает подробности немецкого фотошоп-скандала с военной техникой и логотипами. Это – частности. Но сама очередь, сам выход – они неизбежны. Просто макроэкономика, ничего личного.

Вот почему через год или два вопрос обратного вхождения концернов – собственников технологий я лично не вижу как актуальный. Мы будем уже иными. Мы просто обязаны найти свой путь и начать движение. Сейчас, расставаясь с прошлым, я хочу сказать спасибо Bosch за сотрудничество, за помощь и поддержку, за учебу и открытие новых горизонтов. Именно спасибо. От всей души. И это – все.

В 2023 году начинается новая эра. Какую систему мы выстроим на нынешнем базисе, уже не зависит от Bosch и иных, ему подобных.  

Автор – Оксана Демченко, источник – CAR-PR

Автор публикации

не в сети 2 года

Оксана Демченко

0
автоэксперт, журналист, писатель
Комментарии: 0Публикации: 27Регистрация: 28-12-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии