В рамках конференции Николай Янковский, сервисный директор сети «Вианор» и заместитель председателя Ассоциации РАСТО поделился наблюдениями «с полей», из реального бизнеса сети СТО и партнёров сервисной ассоциации:
– Сокращение числа СТО в столичном регионе, в т. ч. из-за дефицита сотрудников. Уход с рынка одиночных и малых СТО, для них порой потеря 1-2 мастеров становилась невосполнимой.
– Сокращение резерва доступных помещений под СТО в столице. Застройка промзон идет активно, СТО буквально «выдавливаются» в область, где их никто особенно не ждет. Имидж автосервиса как бизнеса остается непривлекательным.
– Снижение доли сложных ремонтов (наблюдение основано на данных сети быстрого сервиса «Вианор», конечно же). В числе причин спикер указал снижение ремонтопригодности агрегатов, сокращение межсервисных пробегов, отток старых авто в гаражи и путем перепродажи – в удаленные регионы.
– Смена приоритетов у клиента, который теперь все чаще хочет «сделать все» а не только «подлатать» неотложное. Потому что сознает, что будет эксплуатировать именно этот автомобиль еще долго.
– Снижение надежности поставок и каналов. СТО получают все чаще от постоянных поставщиков, крупных и вроде бы надежных, запчасти откровенно фальшивые. Значит, на солидные склады пробрался контрафакт, и дальше ситуация только усугубится, ведь логистика «нового времени» максимально неопределенная, а брендовый набор – случайный.
– Перемены в сезонности. В 2021 сентябрь был успешным для СТО «Вианор», что необычно. Есть предположение, что за лето клиенты накатали полный межсменный пробег.
Прогнозы, осторожно и предположительно.
– Уже начался переход с продукции ведущих мировых брендов на собственные марки российских дистрибьюторов и поставщиков. Это по сути движение из стабильного «премиума» с высоким качеством и всесторонней надежностью – в зону бюджета, где многое непонятно: поддержка, ресурс, происхождение, материалы и технологии. Отношение СТО в лице мастеров-приёмщиков к подобным брендам не очень позитивное, но выбора по сути нет.
– Рост значимости надёжных, проверенных поставщиков и вообще доверия. Для СТО важно по рекламации не просто вернуть стоимость запчасти, но и получить компенсацию проведенных работ. Что предлагают (и исполняют!) немногие.
– «Мы верим в креветки из Беларуси!» – пошутил спикер и более серьезно добавил, что не ожидает тотального опустошения рынка. Вопрос в том, насколько «серыми» окажутся в новой реальности схемы поставки запчастей и как с этим работать.
– Улучшение кадровой ситуации. Январь еще до возникновения украинской повестки оказался кадрово богатым: «Вианор» смог закрыть все вакансии буквально в первую неделю месяца. Значит, были большие подвижки по итогам года, кто-то закрылся, а кто-то так изменил мотивацию персонала, что люди ушли на поиск нового места работы.
– Клиенты показывают готовность провести ранее отложенные ремонты и далее следовать логике максимальной надёжности: превентивно профилактировать и обслуживать системы, чтобы не доводить до аварийного ремонта.
– Клиенты присматриваются к китайским авто. Это видно даже на сервисах.
Очень, я считаю, в тему и мнение Сергея Колмакова, автоэксперта, опубликовано на его страничке в фэйсбуке (скопировано без изменений):
“…1. Cегодня страшнее всего – так как самый высокий уровень неопределенности.
Черный лебедь, с@ка, прилетел.
Привыкнем, через пару недель точно.
2. Переводим основные счета в системно значимые банки, уходим от всяких интернет-банков без офисов и частных банков.
Чем хуже будет экономике – тем лучше будут идти дела у первых 5 банков из списка, остальных “выметут” с рынка.
3. Избавляемся от VISA/MASTERCARD (гори они синим пламенем), переходим на всеми любимую с кэшбэком МИР, QR-коды и СБП, тем более для МСП комиссия пока 0% (компенсация).
4. Электромобили без палладия и никеля обречены, поэтому “туда” не смотрим лет на 5 точно.
5. Китай, Турция и, возможно, Южная Корея “нас не бросят” – будут снабжать наш рынок запасными частями.
Lynx, Stellox, Patron, SAT – “красавчики”, не зря развивали свои бренды, будут пожинать плоды, СТМ теперь в “тренде”…
6. На рынке вырастет доля белорусских запчастей.
7. Увеличится доля контрафакта, подделок и “серого” импорта.
8. Сингапур прекратил авиасообщения, поэтому с большей долей вероятности сингапурские масла ждет дефицит, поэтому и цены на них выросли на 50%.
Гуглите завод United Oil Company, Сингапур – на этих мощностях лилось большинство масел, которые поставлялись в Россию под японо-корейско-европейскими брендами.
9. Mobil, Shell, BP – все п@здец, ушли с российского рынка.
Переходим дружно на газпромовское, роснефтевское, калужское масло и обнинский антифриз.
10. Автоперевозки вырастут, так как у авиаотрасли проблемы опять проблемы.
Комтранс – вот ваш шанс урвать миллиарды)
11. Ожидаем безработицу, инфляцию, кучу свободных трудовых ресурсов, аналогично сценариям в Иране и Венесуэлле.
12. Высокая ипотека и кредиты под 20-50% = безработица.
Продажи авто и ипотека “держались” на низких ставках…
13. “Пылесосим” с рынка квалифицированные кадры, их скоро станет много.
14. Цены на новые авто улетят “в небеса”, ко многим дилерам придет песец (белый или черный, хз).
С их расходами на содержание “дворцов” и отношением к Клиентам за последний год – туда и дорога.
Вот вам и еще помещений с хорошими локациями и персонала “подкинут”…
15. “Отжимаем” обслуживание гарантийных авто у дилеров, нужно по всей стране запустить флешмоб и сделать это массово.
16. Автосервисное оборудование ожидает дефицит и заоблачные цены, с рынка уйдут многие предприятия, кто им торгует, как это случилось в 2015 году.
Может производство открыть?
17. Летать Клиентам “уже некуда, не на чем, да и не на что”, еще и вывоз валюты ограничили.
Для отдыха нам открыты: Алтай, Байкал, Карелия, Крым, Дагестан, Чечня, Приэльбрусье, Абхазия, Краснодарский край, Камчатка и Дальний Восток – будем чаще встречаться, зовите в гости)))
Пробеги начнут расти, а значит и наша выручка, “пилите, Шура, пилите…”
18. Ждем автохлам и поток машин из Казахстана, Белоруссии и Киргизии.
А может и они с таким курсом доллара к нам кинуться, как в 2014 году скупать б/у рынок, как в 2014-2015 годах.
19. Курс доллара – новая реальность 80-115 рублей за 1$.
Да и зачем он нам теперь)))
А может вообще всей валюте в РФ песец…
20. Варез и пиратское ПО теперь “в законе”, нам на мелкомягких и прочих гуглов пх.
21. ОСАГО: в ДТП теперь попадать не стоит, ставьте свой авто в гараж и сдувайте пылинки – цены РСА и цены поставщиков отличаются в 2-3 раза.
Страховые добровольно не хотят увеличивать выплаты, а автосервисы не хотят ремонтировать автомобили за такие деньги.
Кузовным автосервисам придется тяжко…
22. Если есть свободный кэш – кладите в банк на вклады либо скупайте запчасти группы А.
Спекулянты по запчастям уже появились, закупились и ждут своего часа.
А х@ли делать – вчера фреон по 10, а сегодня уже по 30.
23. Добавляем в ассортимент российские масла и антифризы.
24. Планы на 10-тилетку не строим, на год вполне достаточно)))
25. Если вдруг европейские поставщики и “очнутся”, логистика не даст им быстро заполнить российские склады, а это минимум 1,5-2 месяца.
Да SWIFT отключили (но нам-то пх, скоро Ripple заработает))
26. Расширяем список услуг: слесарка, диагностика, электрика, с/р – все в одном месте.
27. Считаем свою экономику, а то доходит до смешного: “моя прибыль = выручка либо деньги в кассе, а я думал у меня плюс”.
Берем под контроль расходы!
Никого не жалеем.
28. Заключаем договора со всеми поставщиками в вашем населенном пункте, скоро наличие будет уникальным торговым предложением)))
По максимуму договаривайтесь на отсрочку платежа.
29. Работаем с любым брендом запчастей из наличия, а не с тем, который вам раньше нравился, а то привыкли “я это гуано в своем сервисе никогда ставить не буду… – теперь будете”
30. Вспоминаем про “колхоз” и восстановительный ремонт, достаем пылящее в углу оборудование SJR…
31. Берем у Клиентов 100% предоплату, пользуемся “чужими” деньгами.
32. На разборках появятся б/у запчасти “без пробега по РФ”, ведь вы этого все равно не узнаете)))
33. Оригинала теперь нет, забудьте это слово)))
Теперь есть фабричный Китай и китайский Китай)
34. Сканеры? А что это? Остался Лаунч и шнурки с Алиэкспресс.
Там же и компьютеры, есть и б/у для стран третьего мира…
35. Из соцсетей “уходим” в листовки и на обзвон, ведь завтра их могут отключить…
36. Успокойте персонал, у них тоже неопределенность, ведите с каждым сотрудником диалоги, будьте ближе, спуститесь с небес…
37. Гаражи нам не страшны, кто мог – уже открылся и работает…
38. Китайские авто? Заполнят нишу или нет? Хз.
LADA точно станет ТОП-1 (думайте))
39. Добавляйте себе ОКВЭДы и движение денег по ФОТ 3.0, может денег подкинут…
Отключите себя от всяких новостных каналов и информационного шума, не впадайте в депрессию ,пока еще ничего не произошло..и, самое главное, людьми оставайтесь…”