Публикуем мнение эксперта – Сергея Чернявского
В ней слишком много ностальгии и этих вздохов старого дизелиста – ну, сами знаете: раньше и трава была забористее, и дизтопливо сернистее…
Конечно, было бы честно и здорово с любой точки зрения перечислить тут бренды и дать фотки «правильных» присадок.
Я бы и рад. Ностальгия мешает, зараза.
Попробую с ней бороться – хотя женщинам выгоднее уступать. И выложу хотя бы мысли о том, какие присадки я полагаю полезными и почему.
В старые времена и моторы, и автомобили в целом, строили инженеры, пихаясь локтями с дизайнерами… которые, кстати, тоже были подкованы в технических вопросах.
Поэтому «Жук» герра Фердинанда – крут, неподражаем и бессмертен. 911 его же выделки – вообще Бог на колесах. Он не только из моды не способен выскочить на любой скорости, он еще и так скомпонован, что… слов нет, снимаю шляпу, надетую ради этого случая.
Слова, и в том числе матерные, приходят к нормальному технарю при встрече с бандой маркетологов и эффективных менеджеров. Эти дикари нового века не только уничтожили реальную силу автобрендов, но и наплодили армию безликих клонов, над которыми Дарт Вейдер рыдает.
В какой-то непрекрасный момент даже «премиум» стали делать одноразовым. И покатилось по наклонной…
Ремонт не так и важен, ведь утилизация в сумме с агрегатной заменой даст больше денег кое-кому.
А раз не важен ремонт, то и «вечный» ресурс – прошлогодний снег, не ищите, растаял.
Поскольку ресурс любого агрегата и системы в целом – всего лишь программируемая функция, то определяется наша «функция» маркетинговым аргументом – запланированным сроком нового покушения на кошелек клиента.
Итог. Зачем делать действенные присадки, если можно разлить в красивые баночки что угодно и написать крупно: «Съешь меня!».
Технологическое Зазеркалье рулит.
Что продают клиенту?
То, что он «как бы» хочет. Какие свойства присадки рекламируют? Ожидаемые!
Вот вам пример из иного близкого поля, из маркетинга тормозных колодок: «премиальные, берите, никакого шума-скрипа». Вы ведь, дорогой клиент, слышите шум, жалуетесь на шум… так мы его и сделаем де-факто главным качеством. А длину тормозного пути вы не слышите, пока «мать!» кто-то в салоне не заорет напоследок.
Та же фигня с присадками.
Не только дизельными.
Вот вам набор цитат из обещаний, что пишут на баночках, и не самых туфтовых.
«Присадка … уменьшает время задержки воспламенения топлива, нагрузку на сажевый фильтр и катализатор дожига.
Способствует полному сгоранию солярки и легкому запуску мотора зимой. Уменьшается износ цилиндропоршневой группы. Раскоксовываются поршневые кольца. Срок службы дизельного масла повышается. Присадка удаляет воду из топлива и минимизирует риск замерзания».
«Защищает от коррозии, улучшает сгорание, повышая мощность, снижая расход топлива».
«Быстро растворяет загустевшее топливо. Растапливает замерзшие топливные фильтры. Защищает от загустевания. Быстро разжижает застывшее топливо в экстренной ситуации».
«Профессиональный модификатор для повышения цетанового числа для применения на АЗС, предприятиях и в транспортных компаниях».
«Цетаноповышающая присадка в дизельное топливо. Рекомендуется при заправке низкосортной соляркой и для стабилизации товарного дизельного топлива».
Можно мне лоботомию, одну порцию, но уж – наверняка? Хочу читать это – и верить. А то лоб весь в морщинах, из мозга кипение повылезало…
Ой, «Нобелевка» за лоботомию была ошибкой? Хреново. Тогда мне и дальше будет трудно жить. Потому что бред этот – не фильтруем мозгом.
На солярке легковые дизеля (и любые иные Евро-4 и выше) давно не ездят, это смертельно для них. Но для этикетки лохоловной – огонь.
Повышать срок службы дизельного масла я бы не стал, о чем уже писал ранее. И почему присадка, залитая в топливо, активно проникает в масло… ну, это не ко мне.
Если присадка в топливо – присадка, Карл! – способна разморозить глыбу парафина, отдайте ее создателю ту неправильную Нобелевку лоботомистов. Хотя… берёте болгарку, аккуратно вырезаете фильтр, затем обильно поливаете его присадкой – и результат вполне себе возможен. Хотя лично я бы поджег для надежного размораживания.
Присадка удаляет воду? Это к Копперфильду, пусть научится делать настоящие чудеса, а то не дотягивает до мирового стандарта дури.
В общем, мне трудно говорить о присадках.
Я правда не уверен, что их можно рекомендовать: маркетологи врут, химики живут по правилам средневековых алхимиков-молчунов, а инженеров поувольняли, чтоб не нудили.
Любое дизельное топливо можно рассматривать, как считают эксперты AUTO3N, как совокупность качеств – фракционный состав, присадки для модификации специфических свойств, вязкость, температура помутнения – и так далее.
Некой единой ( и не всегда адекватной!) оценкой суммы качеств топлива для клиента становится цена.
Помещая то или иное топливо в определенную ценовую категорию, на АЗС определенного бренда и уровня доверия, потребителю предполагают оплатить «ожидаемое качество».
Летом или зимой, в столице или где-то вдали от обжитых мест, на трассе, топливо разных сортов и разных наборов свойств оказывается «маркировано» своей ценой.
Собственно, кроме цены и некоторых косвенных признаков – цвет, «шуба» из парафинов на пистолете раздачи зимой и т. п. – клиент никак не может оценить качество.
Но теоретически он полагает: вот надёжная сеть АЗС. Она реализует дорого, премиальное топливо – и я верю, заправляюсь, накапливаю личный опыт. А вот среднецоновое топливо, я надеюсь, что оно хотя бы безвредно. А этот вот бюджетный кошмар я лью в бак, потому что выбора нет: кризис, «обсох», не рассчитал и так далее, причины можете подобрать сами.
Сумма свойств топлива нелинейно, но все же связана с его ценой.
Цена топлива и общее впечатление от работы мотора определяют и мнение водителя о том, нужно ли использовать присадки.
Покупая бюджетное, скажем так, топливо, клиент осознаёт: здесь и сейчас он приобретает ограниченный «объем» качества за разумные деньги. Он идет на компромисс.
В дальнейшем, чтобы стабилизировать качество и успокоить себя, любимого, покупатель – водитель, либо представитель транспортной компании либо иное лицо, ответственное за приобретение топлива оптом или в розницу – захочет подстраховаться.
Вот тут он и вспомнит про присадки!
Присадки чаще всего – это попытка достичь желаемого качества топлива.
Не спорю с таким подходом.
Но отсюда я делаю важный шаг – делю присадки на две группы, несмешиваемые, как вода – и дизтопливо.
Первую образуют достойные уважения бренды, как правило, близкие к производителям моторных масел или пакетов присадок к ним. Эти предлагают рынку продукт, который работает.
Вторую группу составляют мошенники разного пошиба, от почти уважаемых до сугубо криминальных. Если их продукт работает… они сами удивляются. Потому что эти веселые ребята – «кровные братья» тех, кто мешает дизтопливо с отработкой, а заодно прикидывает, чем бы еще удешевить «бодягу».
Но – начну с первой группы.
Да, на рынке есть присадки надлежащего качества, способные повысить или стабилизировать сумму свойств топлива, его качество.
Производители «легальных» присадок, как правило, не обещают волшебных результатов применения своих продуктов. Они осторожны в формулировках, и готовы на определенные их испытания. Они охотно взаимодействуют с автопроизводителями, чтобы «заработать» хотя бы одно одобрение, чтобы подтвердить делом: продукт – работает. Он полезен.
Вторая группа.
Мошенники, эти азартные игроки волшебного бизнес-казино, готовы дать сколь угодно смелые обещания, чтобы «сорвать джек-пот» – завоевать сердце не очень умного и достаточно жадного потребителя.
Я подхожу к ключевому моменту своих рассуждений.
Одноразовый мотор нуждается в топливе надежного, стабильного и надлежащего качества. Значит, он чаще всего нуждается в «правильных» присадках к топливу. Такие присадки на рынке есть.
И вот что характерно: их производители не обещают, что после применения присадок вы получите экономию, что смесь «бодяги» и присадки будет супер-дешевой и очень полезной мотору. Они говорят: если вы добавите в бюджетное топливо наши присадки, то получите смесь с более высокой удельной стоимостью. Но ее качество вырастет значительно.
Мы не для того на рынке, чтобы вы экономили, лили печное топливо в бак – мы всего лишь страхуем вас на случай, если топливо не имеет полного набора качеств.
Обещания мошенников иные: смело берите самое дешёвое, даже негодное топливо, залейте нашу присадку, и даже полное… оно в вашем баке вдруг превратится в топовый продукт!
Прочтите еще раз цитаты – «избранное» с этикеток присадок. Там все это есть.
Кто-то всего лишь говорит о некотором повышении таких и таких свойств, а кто-то обещает все, сразу и неограниченно.
Ну действительно, как можно обещать на морозе, зимой, после залива в горловину топливного бака содержимого маленькой баночки – быстрое размораживание топливного фильтра? Это же бред. Если вы в это поверите и ЭТО купите, стоит ли после жаловаться на обман?
Вернусь к честным присадкам.
К тем, которые добавляют топливу действительно ценные, необходимые свойства.
Перечислю эти свойства, потому что они отличаются от указанных на любой этикетке, увы.
Этикетку пишут маркетологи. А жаль!
Ладно, о деле.
Вот как я вижу реальную задачу полезных, даже жизненно необходимых, присадок. В трех пунктах:
– обезвредить воду в топливе;
– понизить температуру помутнения (антигель);
– повысить смазывающие свойства топлива.
Это – все.
Рост цетанового числа – следствие, а не задача.
Более мягкая и тихая работа – следствие, а не задача.
И все прочее (очистка сажевого фильтра, низкая дымность, долговечность деталей цилиндро-поршневой группы) – следствие, которое ради красного словца сделали причиной выбора продукта клиентом. Очень жаль. Трудно выбирать, когда реальные свойства не указаны на этикетке.
Еще раз повторю: ни один порядочный производитель присадок не будет обещать с помощью маленькой баночки превратить летнее топливо -в зимнее непосредственно в вашем баке!
Но добросовестный производитель может обещать сокращение расхода топлива, снижение дымности выхлопа или какие-то ещё следствия работы присадки, которые хорошо заметны потребителю. Хотя на деле он продает продукт, чья польза – это, допустим, улучшение смазывающих способностей топлива.
Хорошая присадка. Критически важная для зимних и особенно арктических топлив, спасает мотор с помощью, допустим – я не химик, всегда есть варианты – содержания высокомолекулярных эфиров, которые создают на поверхности деталей замечательно прочную пленку и минимизируют риск сухого трения.
Следующий раз – детально о каждом из важнейших свойств присадок.
Читайте еще от автора – Разоблачения старого дизелиста. Вся правда о системе выхлопа