Разоблачения старого дизелиста. Вся правда о системе выхлопа - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Разоблачения старого дизелиста. Вся правда о системе выхлопа

На что похож катализатор? Ах, толстая труба на более тонкой? Очень примитивный взгляд.

Журнал Auto3N продолжает публиковать серию заметок от Сергея Чернявского, генерального директора компании Digital Diesel.

«Мы экономим ваши деньги», – говорят лжецы.

Катализатор – это… пачка керамических макарон длинною по 20 см каждая, если брать в среднем. Макароны технологичны – имеют квадратное сечение. Вот почему они очень плотно прижаты одна к другой.

Китаец, который в довольно скромных условиях эффективного производства создает основу современной дорожной экологии, окунает «макароны» в ванну с раствором солей палладия. Таким образом, палладий наносится на соты методом окунания. Домохозяйки, держитесь! Это для вас больно: китаец макароны… сушит. Подвешивает и ждет, пока стекут излишки.

Именно так соединяются элементы – керамика и драгметалл. Все просто, правда? К тому же очень надежно и долговечно. И было бы дешево в производстве… если б не палладий. 

Думаю, после такого простого описания даже деревенская старушка поймет, что такое «забитый катализатор». Та самая пачка макарон – искрошенных, клейких, смятых, заполненных то ли золой, то ли гуталином.

Можно, исходя из сказанного, оценить и всю сложность очистки катализатора. Даже не разрушенного.

Продувать макароны пробовали? Вот-вот. Это и есть инженерная задача, которую должны решить те, кто пытается продлить жизнь катализатора.

Так что же, правы мастера гаражных сервисов, которые предлагают вырезать, пробивать… и вообще относятся к катализатору, как к аппендиксу: нет его – не будет и  «гнойного перитонита»?

Отчасти правы. По крайне мере, у них очевидная, весомая аргументация. 

«Надо спасать мотор!», – говорят они.

Правы – надо! Как только катализатор забивается, мотор теряет способность отводить выхлопные газы. Он вообще не «дышит». Не выдает мощность. К тому же система EGR, предназначенная снова для снижения токсичности ( и для этого тоже) начинает работать в авральном, а затем безумном режиме. Я бы назвал этот процесс так:

рециркуляция гуталина в двигателе…

EGR, напомню, принимает часть отработавших газов, чтобы перенаправить их снова во впускной коллектор и тем отрегулировать ее состав для оптимального, наиболее полного, сгорания а также – и это главное – снизить долю окислов азота. Это важно именно для дизеля! Штатно EGR может вернуть на впуск до 30% выхлопа, и это максимум.

Но вдруг ей предлагается вернуть 40, 50, 70… процентов – а почему не все сто?  Катализатор-то забит.

Итог ужасен. Давление в картере растёт. Идут прорывы газов куда угодно. Хаос и разрушение… Были случаи, когда даже из маслозаливной горловины шли газы! Я наблюдал этот Армагеддон на примере Range Rover средних лет: турбина разрушилась, «замуровала» патрубок и дальнейшая работа восьмицилиндрового мотора была пыткой. А  он не хотел умирать и пытался «дышать»… через масляный щуп и маслозаливную горловину.

Вот такое моторное «короткое замыкание. Ощущение – безнадега…

Вырезаем?

И ведь ничто всерьез не мешает нам так поступать.

А что может мешать? Страх и совесть. Страх перед наказанием – и социальная ответственность человека, который и сам дышит «испорченным» воздухом.

О совести скажу коротко и без пафоса. Если цена вопроса выше любого приемлемого для  данного водителя порога – совесть спотыкается и затихает.

Страх? Его тем более нет. Разрушена сама система реального государственного техосмотра, который по своей здравой, изначальной идее нацелен на дорожную безопасность и экологию. Де-факто вместо этих задач мы видим какие-то странные манипуляции в законодательном поле, производимые Центробанком и РСА. Если у кого-то эти структуры с дорожным движением ассоциируются, то, простите, не у меня.

Они ассоциируются с финансами. Вот и «разруливают» сугубо свои, денежные, потоки. Приоритет понятен – страховой рынок, ДТП и все связанное с этим.

Я даже отчасти рад, что пока так и есть. Потому что уверен: штрафами и запретами нельзя изменить ситуацию «испорченного воздуха». В кармане водителя – пусто. 100, 200, 300 тысяч он просто не сможет вынуть за новый катализатор. Значит, он обойдет вопрос как угодно, по самому тонкому «льду».  И эта игра государственного волка и частного зайца будет бесконечной, как «Ну погоди!», пока уважаемая власть не остановится и не задумается:

– А что, разве нельзя организовать иную цену на вторичный катализатор?

– А что, разве нет рабочих решений для продления жизни этого, ОЕМ-овского?

– А что,  разве нет способа внутри страны наладить ныне модный цикл утилизации так, чтобы он правда работал? Ну должна быть польза от пресловутой «мусорной реформы»…

В следующий раз выскажу все, что знаю по теме.

Пока же хочу наконец дать свой ответ на вопрос из заголовка. Что плохого в «хорошей» и дешевой идее выбивания и вырезания катализатора? Тем более, «все так делают».

Зло первое, очень злобное: попрощайтесь с моторной диагностикой!

Именно так. После перепрошивки блока управления двигателя никто – НИКТО, даже сами гаражные герои-прошиватели – не сможет вам внятно сказать, что именно отражают сканеры и прочие приборы. Какие системы удалены из опроса блоком управления двигателем? Часть датчиков «заглушена», заменена на сопротивления-обманки, которые всегда выдают «правильные» значения. Часть пойдет в разнос, но мотор об этом не будет знать. Часть умрет тихо и бесславно.

Так что, когда через пару-тройку месяцев вы посетите СТО с простенькой заморочкой «чихает, не тянет, и чего-то дымит»… ну, вы попадете на игру «поле чудес». Диагносту останется лишь угадывать проблему снова и снова, не уставая «крутить» вас, как барабан Якубовича. Цифровой помощи приборов у него не будет.

Зло второе, очевидное: ваш мотор будет выдавать токсичность уровня Евро-2 в самом позитивном случае. 

Ну, про совесть, которая споткнулась и легла уже сказано. А осадок-то остался…

Зло третье, правовое: вам нравится быть условным нелегалом?

Да, после «этого» вы потеряете свою автовладельческую невинность и уже не сможете честно пройти ГТО. Значит, год за годом будете обречены платить, покупать и кривиться.

Зло четвертое, финансовое: дорого тачку уже не продать.

С виду ласточка, салон люкс, и пробег честный… но сбывать вы ее будете абы кому, подешевле, лишь бы уехала далеко и навсегда.

Зло пятое, неизбежное: долговечность мотора и турбины теперь – не ваш случай. Особенно когда говорим про дизель. 

Зло шестое, подлое: а знаете, сколько стоят на самом деле те грязные, раскрошенные «макароны», которые так безразлично смел в совок дядя Йорик?

Он-то знает. Он этот «мусор» не выбросит. Сами посудите: вы б стали выбрасывать тысячу долларов? Нет, вы бы денежку оставили себе, даже если можете взять не всю сумму, а лишь оговоренный процент.

Система черной утилизации катализаторов давно и крепко работает в РФ. Не зря время от времени ФСб-шники и таможенники ловят на границе покидающие страну контейнеры и целые вагоны с таким «мусором». Друзья-посредники дядей Йорикой покупают у них тщательно перемолотую крошку, чтобы бережно, ни пылинки не потеряв, довезти до пункта назначения. Палладий ведь ценится не за блеск или там – «огранку». Даже в гуталиново-керамической каше он остается драгметаллом.

Между тем, когда мы купили новый автомобиль, мы уже оплатили все эти драгметаллы. И, когда их быстренько сметают в совок – их воруют у вас.  К тому же обесценивая и сам автомобиль.

Зло седьмое, самое мерзкое: когда вы вырезаете катализатор, он чаще всего еще работоспособен. Его можно почти даром вернуть к жизни. Вот только в РФ такие технологии не используются. Шесть названных выше зол дают ответ на все наивные «почему?»…

Читайте по теме – Вредные советы старого дизелиста

Автор публикации

не в сети 2 года

Оксана Демченко

0
автоэксперт, журналист, писатель
Комментарии: 0Публикации: 20Регистрация: 28-12-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии