Журнал Auto3N продолжает публиковать серию заметок от Сергея Чернявского, генерального директора компании Digital Diesel.
«Мы экономим ваши деньги», – говорят лжецы.
Катализатор – это… пачка керамических макарон длинною по 20 см каждая, если брать в среднем. Макароны технологичны – имеют квадратное сечение. Вот почему они очень плотно прижаты одна к другой.
Китаец, который в довольно скромных условиях эффективного производства создает основу современной дорожной экологии, окунает «макароны» в ванну с раствором солей палладия. Таким образом, палладий наносится на соты методом окунания. Домохозяйки, держитесь! Это для вас больно: китаец макароны… сушит. Подвешивает и ждет, пока стекут излишки.
Именно так соединяются элементы – керамика и драгметалл. Все просто, правда? К тому же очень надежно и долговечно. И было бы дешево в производстве… если б не палладий.
Думаю, после такого простого описания даже деревенская старушка поймет, что такое «забитый катализатор». Та самая пачка макарон – искрошенных, клейких, смятых, заполненных то ли золой, то ли гуталином.
Можно, исходя из сказанного, оценить и всю сложность очистки катализатора. Даже не разрушенного.
Продувать макароны пробовали? Вот-вот. Это и есть инженерная задача, которую должны решить те, кто пытается продлить жизнь катализатора.
Так что же, правы мастера гаражных сервисов, которые предлагают вырезать, пробивать… и вообще относятся к катализатору, как к аппендиксу: нет его – не будет и «гнойного перитонита»?
Отчасти правы. По крайне мере, у них очевидная, весомая аргументация.
«Надо спасать мотор!», – говорят они.
Правы – надо! Как только катализатор забивается, мотор теряет способность отводить выхлопные газы. Он вообще не «дышит». Не выдает мощность. К тому же система EGR, предназначенная снова для снижения токсичности ( и для этого тоже) начинает работать в авральном, а затем безумном режиме. Я бы назвал этот процесс так:
рециркуляция гуталина в двигателе…
EGR, напомню, принимает часть отработавших газов, чтобы перенаправить их снова во впускной коллектор и тем отрегулировать ее состав для оптимального, наиболее полного, сгорания а также – и это главное – снизить долю окислов азота. Это важно именно для дизеля! Штатно EGR может вернуть на впуск до 30% выхлопа, и это максимум.
Но вдруг ей предлагается вернуть 40, 50, 70… процентов – а почему не все сто? Катализатор-то забит.
Итог ужасен. Давление в картере растёт. Идут прорывы газов куда угодно. Хаос и разрушение… Были случаи, когда даже из маслозаливной горловины шли газы! Я наблюдал этот Армагеддон на примере Range Rover средних лет: турбина разрушилась, «замуровала» патрубок и дальнейшая работа восьмицилиндрового мотора была пыткой. А он не хотел умирать и пытался «дышать»… через масляный щуп и маслозаливную горловину.
Вот такое моторное «короткое замыкание. Ощущение – безнадега…
Вырезаем?
И ведь ничто всерьез не мешает нам так поступать.
А что может мешать? Страх и совесть. Страх перед наказанием – и социальная ответственность человека, который и сам дышит «испорченным» воздухом.
О совести скажу коротко и без пафоса. Если цена вопроса выше любого приемлемого для данного водителя порога – совесть спотыкается и затихает.
Страх? Его тем более нет. Разрушена сама система реального государственного техосмотра, который по своей здравой, изначальной идее нацелен на дорожную безопасность и экологию. Де-факто вместо этих задач мы видим какие-то странные манипуляции в законодательном поле, производимые Центробанком и РСА. Если у кого-то эти структуры с дорожным движением ассоциируются, то, простите, не у меня.
Они ассоциируются с финансами. Вот и «разруливают» сугубо свои, денежные, потоки. Приоритет понятен – страховой рынок, ДТП и все связанное с этим.
Я даже отчасти рад, что пока так и есть. Потому что уверен: штрафами и запретами нельзя изменить ситуацию «испорченного воздуха». В кармане водителя – пусто. 100, 200, 300 тысяч он просто не сможет вынуть за новый катализатор. Значит, он обойдет вопрос как угодно, по самому тонкому «льду». И эта игра государственного волка и частного зайца будет бесконечной, как «Ну погоди!», пока уважаемая власть не остановится и не задумается:
– А что, разве нельзя организовать иную цену на вторичный катализатор?
– А что, разве нет рабочих решений для продления жизни этого, ОЕМ-овского?
– А что, разве нет способа внутри страны наладить ныне модный цикл утилизации так, чтобы он правда работал? Ну должна быть польза от пресловутой «мусорной реформы»…
В следующий раз выскажу все, что знаю по теме.
Пока же хочу наконец дать свой ответ на вопрос из заголовка. Что плохого в «хорошей» и дешевой идее выбивания и вырезания катализатора? Тем более, «все так делают».
Зло первое, очень злобное: попрощайтесь с моторной диагностикой!
Именно так. После перепрошивки блока управления двигателя никто – НИКТО, даже сами гаражные герои-прошиватели – не сможет вам внятно сказать, что именно отражают сканеры и прочие приборы. Какие системы удалены из опроса блоком управления двигателем? Часть датчиков «заглушена», заменена на сопротивления-обманки, которые всегда выдают «правильные» значения. Часть пойдет в разнос, но мотор об этом не будет знать. Часть умрет тихо и бесславно.
Так что, когда через пару-тройку месяцев вы посетите СТО с простенькой заморочкой «чихает, не тянет, и чего-то дымит»… ну, вы попадете на игру «поле чудес». Диагносту останется лишь угадывать проблему снова и снова, не уставая «крутить» вас, как барабан Якубовича. Цифровой помощи приборов у него не будет.
Зло второе, очевидное: ваш мотор будет выдавать токсичность уровня Евро-2 в самом позитивном случае.
Ну, про совесть, которая споткнулась и легла уже сказано. А осадок-то остался…
Зло третье, правовое: вам нравится быть условным нелегалом?
Да, после «этого» вы потеряете свою автовладельческую невинность и уже не сможете честно пройти ГТО. Значит, год за годом будете обречены платить, покупать и кривиться.
Зло четвертое, финансовое: дорого тачку уже не продать.
С виду ласточка, салон люкс, и пробег честный… но сбывать вы ее будете абы кому, подешевле, лишь бы уехала далеко и навсегда.
Зло пятое, неизбежное: долговечность мотора и турбины теперь – не ваш случай. Особенно когда говорим про дизель.
Зло шестое, подлое: а знаете, сколько стоят на самом деле те грязные, раскрошенные «макароны», которые так безразлично смел в совок дядя Йорик?
Он-то знает. Он этот «мусор» не выбросит. Сами посудите: вы б стали выбрасывать тысячу долларов? Нет, вы бы денежку оставили себе, даже если можете взять не всю сумму, а лишь оговоренный процент.
Система черной утилизации катализаторов давно и крепко работает в РФ. Не зря время от времени ФСб-шники и таможенники ловят на границе покидающие страну контейнеры и целые вагоны с таким «мусором». Друзья-посредники дядей Йорикой покупают у них тщательно перемолотую крошку, чтобы бережно, ни пылинки не потеряв, довезти до пункта назначения. Палладий ведь ценится не за блеск или там – «огранку». Даже в гуталиново-керамической каше он остается драгметаллом.
Между тем, когда мы купили новый автомобиль, мы уже оплатили все эти драгметаллы. И, когда их быстренько сметают в совок – их воруют у вас. К тому же обесценивая и сам автомобиль.
Зло седьмое, самое мерзкое: когда вы вырезаете катализатор, он чаще всего еще работоспособен. Его можно почти даром вернуть к жизни. Вот только в РФ такие технологии не используются. Шесть названных выше зол дают ответ на все наивные «почему?»…
Читайте по теме – Вредные советы старого дизелиста