Слово в защиту термостата - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Слово в защиту термостата

Нехорошо обвинять в том, в чем не виноват. Это относится не только к людям, но и к компонентам системы охлаждения.

Автор – Игорь Павлов

Удалить из системы охлаждения термостат

Когда двигатель и система охлаждения перегреваются, антифриз закипает при движении автомобиля, или же наоборот – двигатель постоянно холодный и тепла от антифриза не хватает для прогрева отопителя – обычно винят термостат. Вот один из самых распространенных и вредных мифов о системе охлаждения: якобы, если удалить из системы термостат (или пробить его запорный клапан — в зависимости от конструкции термостата), то можно устранить перегрев двигателя.

Это не совсем так и даже совсем не так. На самом же деле эта «мера» только ухудшит положение!

Почему? Как известно, чтобы холодный двигатель быстрее прогрелся до рабочей температуры после пуска, термостат направляет циркуляцию охлаждающей жидкости по так называемому «малому кругу» – т. е. жидкость под действием водяного насоса циркулирует только по рубашке охлаждения двигателя (и через отопитель). В результате она быстро нагревается, почти не отдавая тепла в атмосферу. Когда антифриз нагреется таким образом до рабочей температуры, срабатывает клапан термостата: он перекрывает «малый круг» и открывает «большой» – вся нагревшаяся жидкость из двигателя теперь проходит через радиатор, который интенсивно охлаждает антифриз за счет набегающего потока воздуха, а если его не хватает — то включается вентилятор.

Что же происходит, когда водитель извлекает из системы термостат? Для потока антифриза открыты оба круга — и «малый», только по «рубашке охлаждения», и «большой» – через радиатор. Где сопротивление потоку больше? Конечно в «большом» круге, его создают узкие трубки радиатора. И практически весь антифриз устремляется туда где сопротивление меньше: по «малому» кругу, нагревается от горячих поверхностей двигателя, не проходит через радиатор и не охлаждается. В итоге — двигатель кипит еще «круче»! Это может быстро привести к полному выходу двигателя из строя.

Как исправить?

Разочарую читателя: и в случае переохлаждения, постоянного недогрева двигателя замена термостата скорее всего не принесет пользы.

Конструкция термостата весьма надежна. Если изначально при изготовлении термостата не допущено брака, он будет работать безотказно много лет, не стоит обвинять его в пере- или недогреве двигателя. Скорее всего, причина в другом – воздушные пробки в системе охлаждения, микроскопический пробой прокладки головки блока цилиндров, засорение радиатора или канала в системе охлаждения, неисправность датчика включения электровентилятора охлаждения, неисправности клапанов пробки радиатора (или расширительного бачка – в зависимости от конструкции системы охлаждения) и т.д.

Следите за исправностью крышки радиатора/расширительного бачка

Рамки краткой статьи не позволяют нам подробно рассмотреть все неполадки в системе охлаждения и способы их устранения. Давайте разберем такую малоизвестную причину неисправностей, как неправильное давление в системе охлаждения.

Системы охлаждения современных автомобилей не соединяются с атмосферой. Когда двигатель начинает работать, антифриз разогревается и расширяется, в герметичной системе охлаждения создается давление выше атмосферного. Благодаря этому (вспоминаем школьную физику!) температура кипения антифриза повышается.

В крышках современных радиаторов/расширительных бачков имеется запорный клапан, который открывается при избыточном давлении в системе охлаждения 1,1–1,6 атм в зависимости от модели автомобиля. Если этот клапан будет неисправен: т.е. негерметичен, в системе охлаждения не создастся избыточного давления, антифриз будет закипать при контакте в наиболее нагретыми частями двигателя (в головке блока), там образуются паровые пробки, которые будут препятствовать циркуляции жидкости, все это приведет в конечном итоге к закипанию жидкости в системе охлаждения и аварии.

Другой вариант: предохранительный клапан заблокируется в закрытом состоянии и не будет открываться при повышенном давлении. Давление в системе охлаждения будет расти, в конце концов это может привести к раздуванию и разрыву расширительного бачка или трубок радиатора.

Второй клапан в пробке радиатора/бачка: впускной. После выключения и остывания двигателя антифриз сжимается и давление в системе уменьшается до значений ниже атмосферного. Открывается впускной клапан в пробке, через него в систему поступает немного воздуха, давление становится равным атмосферному. Если впускной клапан неисправен, то при остывании двигателя могут сжиматься шланги системы охлаждения. На это явление иногда жалуются водители, не понимая причины и не зная, как его исправить. Нужно заменить блок клапанов в пробке радиатора/бачка, либо всю пробку в сборе.

Не следует только устанавливать блок клапанов от другой модели, рассчитанный на более высокое или низкое давление, нежели предусмотрено в системе охлаждения вашего автомобиля.

Автор публикации

не в сети 21 час

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 91Публикации: 2085Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии