Автодетейлинг в России. История - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Автодетейлинг в России. История

Сейчас термин детейлинг сопоставляется с конкретными образами: красивые машины, интересные и необычные запахи, ощущение лёгкости и радости для зрения и обоняния... Ведь детейлинг – это очень эмоциональное понятие! И до сих пор — не очень понятное. Если давать совсем прямую расшифровку, то детейлинг — это профессиональный уход за автомобилем.

Авторы – Олег Гренков, Юрий Мозгов.

Предпосылки формирования.

 Если перефразировать классиков, можно сказать, что профессиональный уход за автомобилем – это не роскошь, а стопроцентная необходимость (ну если машину вы покупаете не на один сезон ☺). Однако к этому пониманию в России автолюбители пришли не сразу. С чего все начиналось, что привело к появлению и становлению рынка детейлинга и какова ситуация сегодня – об этом сейчас и поговорим. 

Уход за автомобилем. Как это было.

Многие из нас застали времена, когда основными инструментами ухода за автомобилем были ведро с водой и тряпка / щётка (впрочем, некоторые до сих пор их используют). И это несмотря на то, что машина (с учетом материальных возможностей советских людей) покупалась фактически одна и на всю жизнь. Подход к уходу за авто был насколько возможно ответственный, но, говоря прямо, безграмотный. Только вспомните!

советский автодетейлинг

Автомобилей на душу населения было очень немного, плюс, хорошая (по сравнению с нынешней) экология, плюс, менее едкая грязь – как результат, зачастую автовладельцы совмещали отдых на берегу водоёма (на даче) с помывкой своего железного любимца.

О каком дополнительном уходе, кроме мойки, могла еще идти речь?! Разве что натирали гуталином резину да протирали стёкла средством для мытья окон «Секунда». Никелированные колпаки и бампера чистили пастой ГОИ, двигатели мыли соляркой, а на сиденья старались быстрее натянуть сшитые, часто своими руками, чехлы. Собственно, поэтому с чистотой у автомобилей тех времён всё было более-менее в порядке, а вот с блеском дела обстояли хуже. К тому же и мягкие акриловые покрытия быстро мутнели и теряли свой первозданный внешний вид.

А что же автомойки? Да, в столичных таксопарках, на автопредприятиях и на некоторых сервисах (например, АвтоВАЗтехобслуживание) были автоматические мойки со щётками (как в знаменитом фильме Гайдая “Бриллиантовая рука”). Но они были малодоступны простому населению.

первые детейлеры в кино

Начало эры автодетейлинга

Как и многие веяния, с падением в конце 80-х гг XX века «железного занавеса», культура автоухода стала просачиваться к нам с «дикого» Запада. Стали появляться автошампуни с воском, полироли, антицарапины и восстановители цвета и блеска. Символом грамотного ухода за автомобилем стали продукты компании Turtle Wax (всем известная «черепашка»)

В 1990-х годах на мойках начали появляться услуги защитной полировки автомобилей, что ознаменовало собой приход этого вида сервиса на рынок автоуслуг.

Дополнительными и при этом весьма значимыми предпосылками к продолжению развития сервиса ухода за автомобилем явилось развитие рынка подержанных автомобилей и непрерывный рост количества ввозимых в Россию иномарок. Более дорогие и красивые, чем наши «Жигули» и «Москвичи», эти машины надо было поддерживать в надлежащем состоянии, в том числе и для последующей перепродажи.

В начале 2000-х появляются первые специализированные центры ухода за автомобилями. Термина «автодетейлинг» в России ещё не знают, поэтому называют эти центры по-разному: «Автоспа-салон», «Салон автокрасоты», «Премиум-центр ухода за автомобилями», «Студия автоэстетики» и т.п. Клиентами таких центров являлись дорогие авто, для владельцев которых внешний вид и потраченные на машину деньги – это показатель статуса.

эвтоэстктика 2000-х

В это же время Интернет начинает становиться всё более доступным и массовым. Возникают клубы по интересам, региональные и глобальные форумы по автотематике. То тут, то там возникают вопросы по устранению царапин, повышению блеска, химчистке салона. Информации в Рунете еще мало, зато на зарубежных форумах её – хоть отбавляй, правда, заграничных средств и продуктов у нас пока нет.

В 2009 году появляется форум forum.car-care.ru , который изначально задумывался как всеобщий ресурс для накопления знаний о детейлинге, но в силу специфики аудитории и обсуждавшихся вопросов сформировался как профессиональный. И можно с гордостью констатировать, что нет ни одного олдскульного детейлера, который бы не отметился на нашем форуме или не читал бы его. Начиная с момента создания форума мы, его создатели, упорно и успешно вводили и вводим термин «детейлинг» в лексикон российских автовладельцев.

первый детейлинговый форум

Тем временем рынок профессионального детейлинга рос, но довольно медленно. Ведь мало – накопить опыт в этой сфере, надо было научиться продавать услугу клиентам, доказав её ценность. Но после приобретения критической массы знаний и опыта детейлинг начал становиться всё более известным. И хотя многие пока не привыкли к новому слову и услуге, на территории России стали один за другим открываться специализированные сервисы по уходу за автомобилем.

Большинство из них образовывались на базе гаражных кооперативов, и лишь небольшой процент предпринимателей, оценив перспективность ниши, стали вкладывать деньги в выделенные детейлинг-центры с широким спектром профильных услуг. Из оказывающих детейлинг-услуги подавляющее большинство составляли частные мастера, которые поначалу ориентировались в работе на друзей и знакомых и как многие «начинашки» демпинговали, затем, набив руку, расширялись, охватывали все больше клиентуру, переходили на профессиональный коммерческий уровень.

В последние 2-3 года детейлинг-центры стали открываться в колоссальных масштабах. Особенно это заметно в Москве, где, по самым скромным подсчётам, сейчас действует более 500 центров, не считая моек, где полировка, химчистка, нанесение защитных покрытий и т.д. являются смежной услугой.

красивые авто и девушки – главные атрибуты выставки детейлинга

А произошедший в конце 2014 года резкий рост курса иностранных валют, пусть и сильно, но лишь подкосил рынок, дав прогрессивный импульс в сторону оптимизации бизнес-процессов и стратегий: кто-то пересмотрел ценовую политику, кто-то подкорректировал перечень услуг и открыл дополнительные направления и т.п.

Автодетейлинг. Востребованность в наши дни

Если проанализировать интернет-статистику по запросу «детейлинг», то только за последние 2 года количество запросов выросло в 4.5 раза, а по слову «детейлинг-центр» – почти в 5 раз.

Эти цифры говорят о росте популярности направления и желании всё большего количества людей обладать максимумом информации о нём, которая естественно, тоже прибавилась. С увеличением возможностей и востребованности Интернета появилось достаточно много разнообразных каналов, по которым можно общаться и делиться знаниями: социальные сети (включая видеохостинг Youtube и очень популярный Instagram), различные мессенджеры, мобильные приложения и т.д.

Подтверждает рост популярности и выставка Detailing Day Expo, которая приурочена к дню детейлера (7 апреля) и с 2017 года проходит в апреле в Москве.

Несмотря на то, что достоверная информация разбавляется противоречивой и множащиеся массивы знаний не всегда точечно достигают пользователя (см. потенциального клиента) – все эти ресурсы неизменно повышают популярность детейлинга в инфопространстве.

А значит, культура автодетейлинга в России успешно развивается!

Фото – Марина Белоглядова

Автор публикации

не в сети 10 часов

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 94Публикации: 2141Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии