Автомобили в "Королевстве" Несбё - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Автомобили в “Королевстве” Несбё

Последний роман "Королевство" популярного норвежского писателя Несбё сильно отличается от ранее вышедших детективов, особенно от серии книг о детективе Хари Холе...

В норвежской, затерянной в горах деревеньке, где все друг друга знают, и которой грозит медленное опустошение, течет сонная, мирная жизнь. Эта жизнь вполне устраивает главного героя Роя, который живет в родительском доме на ферме в горах, а в этих местах он родился и вырос, работал в автомастерской дяди, а потом стал управляющим на автозаправке. Он одиночка, сторонится людей, живет воспоминаниями прошлого, разбирается в людях, машинах и птицах, начитан и довольно неглуп.

После трагической гибели родителей на крутом Козьем повороте у Роя из близких остался только младший брат Карл, обаятельный и амбициозный.

И вот на его пороге и появляется этот возмутитель спокойствия, которого не было 15 лет, любимчик девушек, предприимчивый, дерзкий, улыбчивый, душа компании и баламут. Он приехал со своей новой женой, довольно странной и умной особой, с грандиозными планами строительства отеля по странной финансовой схеме, и в целях возрождения деревушки.

В своё время Карл навертел дел с дочкой мэра и уехал учиться в Штаты, а Рой остался оберегать свое королевство — родительский дом и горное пастбище. В его размеренной жизни, кажется, нет ничего, что может привлечь внимание. До тех пор, пока Несбё не возьмется перетряхивать скелеты в семейном шкафу Опгардов

Ведь, во-первых, на поверку планы Карла оказались далеко не так благородны, во-вторых, Рой понимает, что его неудержимо тянет к жене брата, в-третьих, темные тайны прошлого, казалось похороненные навсегда, начинают всплывать на поверхность…

И тихий мирок Роя рушится…

В воспоминаниях Роя в книге автомобиль играет одну из ключевых и трагичных ролей:

“…Мне было десять лет, когда отец прикатил домой на «кадиллаке-девиль». Виллум Виллумсен, владелец магазина подержанных машин, давно хвастался этим шикарным экземпляром. Владелец, мол, привез машину из Штатов, но денег на растаможку у него не хватило, поэтому и пришлось ее продать. Иначе говоря, машина, модель 1979 года, каталась только по ровненьким, вылизанным шоссе в жаркой Неваде и не нажила ни пятнышка ржавчины. Папа медленно кивал. В машинах он не шарил, а я тогда еще во вкус не вошел. Он раскошелился по полной, даже торговаться не стал и уже спустя две недели погнал машину в ремонт. Ну а там выяснилось, что поддельных запчастей в ней столько, сколько бывает разве что в старых жестянках, которыми уставлены улицы Гаваны. Ремонт обошелся дороже самого автомобиля. А народец в деревне ржал и говорил, что, если ты невежда и не научился разбираться в тачках, придется тебе расплачиваться. Браво барышнику Виллумсену. Зато у меня появилась игрушка. Хотя нет, не игрушка, а учебник. Сложный механизм, научивший меня, что, потратив время и вникнув в принцип действия вещи, можно эту самую вещь починить. Главное – думать головой и задействовать руки.”

Еще одно воспоминание, в котором автомобиль стал причиной самой большой потери :

“…Я все больше времени торчал в мастерской дяди Бернарда, и тот разрешал мне «помогать» – он это так называл, хотя на самом деле вначале я больше мешал ему. Вдобавок папа научил меня боксу. Карл в то время отошел для меня на второй план.

Мне было восемнадцать, ему еще и семнадцати не исполнилось. Мы с ним сидим на крыльце и смотрим, как «кадиллак» выезжает со двора и двигается к Козьему повороту. Это по-прежнему похоже на фильм, который я пересматриваю заново и каждый раз нахожу новые детали.

Произведенный «Дженерал моторс» механизм весом в две тонны приходит в движение и постепенно набирает скорость. Он уже достаточно далеко, и я не слышу, как под шинами шуршит гравий. Тишина, тишина и красные габаритные огни.

Я чувствую, что сердце у меня тоже колотится все быстрее. Двадцать метров до Козьего поворота. Ребята из Дорожной службы собирались поставить вдоль дороги ограждение, но вмешался муниципалитет: последние сто метров, заявили они, это частная собственность, вот пускай Опгарды сами и разбираются. Осталось десять метров. На секунду зажглись стоп-сигналы – они были похожи на две черточки между крышкой багажника и блестящим бампером. Потом они пропали. Все пропало…”

А вот у главной героини романа, странной девушки Шеннон, воспоминания уже о другой машинке – о бьюике…

“…– Шеннон обожает американские машины, – сказал Карл, – она на собственном «бьюике» начала ездить, когда ей одиннадцать исполнилось. Ой!

Я услышал сердитый шепот Шеннон.

– «Бьюик», – удивился я, – неплохо.

– Он врет, сама я не водила, – возразила Шеннон, – просто бабушка давала мне порулить. И машина была древняя и ржавая, а бабушке досталась от ее брата, дяди Лео. Его убили на Кубе, где он воевал против Кастро и Батисты. Автомобиль прислали с Кубы по частям, и бабушка сама его собрала.

Карл засмеялся:

– Лео, значит, было уже не собрать?

– А это какой «бьюик» был? – заинтересовался я.

– «Роудмастер», модель пятьдесят четвертого года, – ответила Шеннон. – Когда я училась в университете, бабушка каждый день отвозила меня на нем в Бриджтаун.

Я, видать, сильно устал, а может, до сих пор похмелье не стряхнул после пунша с пивом, потому что сказал вдруг вслух, что «бьюик» этой модели – один из самых красивых автомобилей в мире…”

Журнал AUTO3N всем рекомендует прочитать эту тягучую, в стиле скандинавского нуара, но интересную историю.

Почему?

Харизматичный герой, мрачные декорации, депрессивная изнанка сегодняшней жизни, серийный убийца с надломленной психикой и закрученный сюжет. Все это скандинавский нуар, который определяет сегодня международный стандарт криминальных романов и триллеров.

Да и Несбё  умеете заставить читателя сопереживать не самому симпатичному персонажу, в истории которого (как и в жизни каждого, впрочем) все ниточки тянутся из детства..

И, как только «Королевство» из мрачноватой семейной саги начнет стремительно превращаться в триллер, жена Карла сформулирует ключевую идею: люди скорее склонны защищать семью и чувства, а не принципы, политические взгляды и представления о том, что правильно и что неправильно. «Семья — единственный принцип. Все остальное вторично».  И когда в замкнутый семейный мирок попадает зло, его остается только уничтожить, от кого бы оно ни исходило.

Автор публикации

не в сети 3 года

Марина Белоглядова

0
Комментарии: 0Публикации: 168Регистрация: 24-12-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии