Это способствует тому, что аккуратные низкоаварийные водители платят существенно меньше тех, кто лихачит на дорогах и часто становится виновником ДТП. Недавний ежегодный опрос исследовательского центра РОМИР показал, как автовладельцы относятся к данной системе, считают ли её справедливой для себя и как влияет на стоимость полисов. В опросе приняли участие 2500 респондентов по всей России.
Как стало известно журналу AUTO3N, подавляющее большинство опрошенных (74%) считает правильным переход к индивидуальной системе расчета тарифов ОСАГО. Доля таких автовладельцев увеличилась по сравнению с 2021 годом: тогда в таком же опросе 67% респондентов отметили правильность реформы. Кроме того, 69% опрошенных в этом году связали снижение стоимости полисов для себя с индивидуализацией.
Автомобилисты видят преимущества индивидуальной тарификации лично для себя не только с экономической точки зрения. 73% опрошенных согласились с тем, что тарифы формируются по принципу справедливости. При этом 83% респондентов признали, что индивидуализация не выгодна высокоаварийным водителям, что показывает понимание автовладельцами принципов индивидуальной тарификации ОСАГО.
Также одним из важнейших показателей для опрошенных является стоимость «автогражданки». Согласно результатам опроса, 84% автолюбителей поддерживают реформирование ОСАГО до тех пор, пока это не увеличивает стоимость их полисов. Стоит отметить, что в этом году, несмотря на кризисную ситуацию на рынке автозапчастей и инфляцию, 78% респондентов не заметили для себя изменения стоимости полиса, либо отметили незначительное увеличение в пределах 300 рублей, а каждый десятый опрошенный заявил, что стоимость полиса для него снизилась.
Наконец, 78% респондентов поддержали политику дальнейшего реформирования ОСАГО и индивидуализации тарифов. Это касается, в том числе, внедрения новых факторов в систему расчета стоимости, которые могут способствовать снижению стоимости полисов для низкоаварийных водителей. В 2021 году доля таких опрошенных составила 72%.
«Безусловно, такие высокие показатели поддержки индивидуализации обусловлены несколькими факторами», – комментирует депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский, – «Во-первых, в России подавляющее большинство автовладельцев низкоаварийные, то есть, для них индивидуализация более чем выгодна. Во-вторых, чувство социальной справедливости у наших граждан развито довольно сильно. Никто не хочет переплачивать за лихачей, а потому назначение тарифов индивидуально выглядит для водителей оправданным».
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что тарификация ОСАГО происходит в рамках тарифного коридора, устанавливаемого Центральным банком РФ. Нижняя граница сейчас находится на уровне 1646 рублей, верхняя составляет 7535 рублей. Это позволяет страховым компаниям в условиях конкуренции за низкоаварийных водителей снижать для них базовую ставку, что способствует снижению итоговой стоимости полиса для отдельных категорий автомобилистов даже в кризисном 2022 году.