Кей-кары — чисто японское явление, и они идеально вписываются в местный автомобильный пейзаж. Эти миниатюрные автомобили развились, прежде всего, благодаря поддержке правительства. По словам Джейсона Каммисы из Hagerty, это похоже на то, как внедорожники стали выбором по умолчанию в США, что также произошло в основном благодаря правительственным постановлениям, которые отдавали им предпочтение перед легковыми автомобилями.
В отличие от негабаритных прожорливых внедорожников, кей-кары отличаются эффективностью, небольшими размерами и низкими эксплуатационными расходами. Но это не значит, что они не могут приносить владельцу восторг от вождения.
По мнению редакции журнала AUTO3N, эталонные кей-кары — это Autozam AZ-1, Honda Beat и Suzuki Cappuccino, самые запоминающиеся из когда-либо созданных. Эти крохи примечательны не только самим своим существованием, но и выдающимися характеристиками.
Как рассказывает Каммиса, японские правила Kei Jidosha (лёгкий автомобиль) были впервые введены в 1949 году, чтобы помочь населению Японии, оправляющемуся от разрушительных последствий Второй мировой войны, стать мобильными. Вот тогда-то кей-кары, первоначально ограниченные объемом двигателя всего 150 куб., и добились наконец успеха в продажах. Их популярность резко возросла, и к 70-м годам кей-кары были представлены практически у всех производителей в самых разных кузовах.
В период экономического бума в Японии в 1980-х годах появилась идея превратить кей-кары в спортивные автомобили. Она быстро прижилась, а результаты превзошли все ожидания. К концу 80-х на этих малышках уже стояло по четыре клапана на цилиндр, турбокомпрессоры и всевозможные передовые технологии. Когда в 1990 году предел объёма двигателя подняли с 550 куб. см до 660 куб. см, кей-кары превратились в серьёзные спортивные автомобили.
Первой была Honda, которая в начале 1991 года выпустила на рынок модель Beat. Beat стал последним автомобилем, подписанным основателем компании Соичиро Хондой, и продемонстрировал, насколько Honda может раздвинуть границы возможного. Сделанный полностью на заказ, этот двухместный кабриолет получил 656-кубовый безнаддувный трехцилиндровый двигатель, оснащённый системой MTREC (Multi Throttle Responsive Engine Control). Он имел отдельные корпуса дроссельной заслонки для каждого цилиндра, что позволяло трем цилиндрам выдавать 64 лошадиных силы.
![](https://mag.auto3n.ru/wp-content/uploads/2022/09/f878dc14-honda-beat-roadster-1009-1-1024x683.jpg)
Двигатель Honda стал единственным, достигшим такой мощности без принудительной индукции. При пиковом крутящем моменте 7000 об/мин, управление Beat действительно должно было
приносить удовольствие. Характер спорткара подчеркивала быстро переключающаяся коробка передач и приятный рычащий звук мотора. А благодаря умной инженерии Honda, двухместный кабриолет не казался тесным и мог с комфортом вмещать даже крупных водителей.
Suzuki Cappuccino предлагает немного иной подход к получению острых ощущений от вождения. Это более традиционный родстер с передним расположением двигателя и задним приводом, что-то вроде Mazda Miata, уменьшенной до двух третей. На нём установлен трехцилиндровый двигатель с турбонаддувом, который имеет вдвое больший крутящий момент, чем Beat, но, правда, выдает только те же 64 лошадиные силы. Опыт вождения Suzuki Cappuccino очень похож на традиционный спортивный автомобиль, но в миниатюре.
![](https://mag.auto3n.ru/wp-content/uploads/2022/09/1994-suzuki-cappuccino-main-1-1024x555.jpg)
Крошечный Suzuki также имеет уникальную конструкцию крыши — она может превращать автомобиль в купе с жесткой крышей или в кабриолет. Благодаря этому и удобному багажнику Suzuki определенно является самым практичным из классической троицы кей-каров.
Отдельно от всех стоит Autozam AZ-1, сделанный специализированным подразделением Mazda Autozam. Дизайн этой крошки на самом деле был разработан Suzuki и предшествовал двум другим. Однако Suzuki отказался от этой концепции, а Mazda увидела возможность и воспользовалась ею. К сожалению, Autozam AZ-1 запустили в производства в 1992 году, как раз в то время, когда Япония входила в рецессию.
![](https://mag.auto3n.ru/wp-content/uploads/2022/09/autozam-az-1-4-1-1024x683.jpeg)
Экономический спад в сочетании с не самым удачными характеристиками — почти полным отсутствием места для багажа, тесной кабиной и непредсказуемым управлением, привёл к тому, что Autozam не взорвал рынок. Было продано менее 5000 экземпляров или менее четверти продаж других. Тем не менее явная причудливость этой модели делает её достойной любви.
К концу 90-х все три спортивных кей-кара полностью исчезли из продаж, их долю захватили фургоны, которые предлагали максимальное пространство. После рецессии в Японии кей-кары возродились, и в конечном итоге на них приходилось почти 40 процентов автомобильного рынка, но с 2014 года их количество вновь сократилось, так как власти изменили структуру налогообложения.
Однако не похоже, что в ближайшее время они исчезнут. Такие автомобили, как Honda S660 снова привнесли на дороги забытый драйв от вождения, и мы надеемся, что теперь кей-кары точно никуда больше не денутся.