Что вы знаете о японских кей-карах? - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Что вы знаете о японских кей-карах?

Миниатюрные автомобили с резвым характером, покорившие сердца автолюбителей Страны восходящего солнца.

Кей-кары — чисто японское явление, и они идеально вписываются в местный автомобильный пейзаж. Эти миниатюрные автомобили развились, прежде всего, благодаря поддержке правительства. По словам Джейсона Каммисы из Hagerty, это похоже на то, как внедорожники стали выбором по умолчанию в США, что также произошло в основном благодаря правительственным постановлениям, которые отдавали им предпочтение перед легковыми автомобилями. 

В отличие от негабаритных прожорливых внедорожников, кей-кары отличаются эффективностью, небольшими размерами и низкими эксплуатационными расходами. Но это не значит, что они не могут приносить владельцу восторг от вождения.

По мнению редакции журнала AUTO3N, эталонные кей-кары — это Autozam AZ-1, Honda Beat и Suzuki Cappuccino, самые запоминающиеся из когда-либо созданных. Эти крохи примечательны не только самим своим существованием, но и выдающимися характеристиками. 

Как рассказывает Каммиса, японские правила Kei Jidosha (лёгкий автомобиль) были впервые введены в 1949 году, чтобы помочь населению Японии, оправляющемуся от разрушительных последствий Второй мировой войны, стать мобильными. Вот тогда-то кей-кары, первоначально ограниченные объемом двигателя всего 150 куб., и добились наконец успеха в продажах. Их популярность резко возросла, и к 70-м годам кей-кары были представлены практически у всех производителей в самых разных кузовах.

В период экономического бума в Японии в 1980-х годах появилась идея превратить кей-кары в спортивные автомобили. Она быстро прижилась, а результаты превзошли все ожидания. К концу 80-х на этих малышках уже стояло по четыре клапана на цилиндр, турбокомпрессоры и всевозможные передовые технологии. Когда в 1990 году предел объёма двигателя подняли с 550 куб. см до 660 куб. см, кей-кары превратились в серьёзные спортивные автомобили.

Первой была Honda, которая в начале 1991 года выпустила на рынок модель Beat. Beat стал последним автомобилем, подписанным основателем компании Соичиро Хондой, и продемонстрировал, насколько Honda может раздвинуть границы возможного. Сделанный полностью на заказ, этот двухместный кабриолет получил 656-кубовый безнаддувный трехцилиндровый двигатель, оснащённый системой MTREC (Multi Throttle Responsive Engine Control). Он имел отдельные корпуса дроссельной заслонки для каждого цилиндра, что позволяло трем цилиндрам выдавать 64 лошадиных силы. 

Двигатель Honda стал единственным, достигшим такой мощности без принудительной индукции. При пиковом крутящем моменте 7000 об/мин, управление Beat действительно должно было

приносить удовольствие. Характер спорткара подчеркивала быстро переключающаяся коробка передач и приятный рычащий звук мотора. А благодаря умной инженерии Honda, двухместный кабриолет не казался тесным и мог с комфортом вмещать даже крупных водителей.

Suzuki Cappuccino предлагает немного иной подход к получению острых ощущений от вождения. Это более традиционный родстер с передним расположением двигателя и задним приводом, что-то вроде Mazda Miata, уменьшенной до двух третей. На нём установлен трехцилиндровый двигатель с турбонаддувом, который имеет вдвое больший крутящий момент, чем Beat, но, правда, выдает только те же 64 лошадиные силы. Опыт вождения Suzuki Cappuccino очень похож на традиционный спортивный автомобиль, но в миниатюре. 

Крошечный Suzuki также имеет уникальную конструкцию крыши — она может превращать автомобиль в купе с жесткой крышей или в кабриолет. Благодаря этому и удобному багажнику Suzuki определенно является самым практичным из классической троицы кей-каров.

Отдельно от всех стоит Autozam AZ-1, сделанный специализированным подразделением Mazda Autozam. Дизайн этой крошки на самом деле был разработан Suzuki и предшествовал двум другим. Однако Suzuki отказался от этой концепции, а Mazda увидела возможность и воспользовалась ею. К сожалению, Autozam AZ-1 запустили в производства в 1992 году, как раз в то время, когда Япония входила в рецессию.

Экономический спад в сочетании с не самым удачными характеристиками — почти полным отсутствием места для багажа, тесной кабиной и непредсказуемым управлением, привёл к тому, что Autozam не взорвал рынок. Было продано менее 5000 экземпляров или менее четверти продаж других. Тем не менее явная причудливость этой модели делает её достойной любви.

К концу 90-х все три спортивных кей-кара полностью исчезли из продаж, их долю захватили фургоны, которые предлагали максимальное пространство. После рецессии в Японии кей-кары возродились, и в конечном итоге на них приходилось почти 40 процентов автомобильного рынка, но с 2014 года их количество вновь сократилось, так как власти изменили структуру налогообложения.

Однако не похоже, что в ближайшее время они исчезнут. Такие автомобили, как Honda S660 снова привнесли на дороги забытый драйв от вождения, и мы надеемся, что теперь кей-кары точно никуда больше не денутся.

Автор публикации

не в сети 2 года

Наталия Иваникова

0
редактор, журналист
Комментарии: 0Публикации: 351Регистрация: 10-03-2022
Электронный журнал Авто3н
Комментарии