Легендарной "Победе" - 75 лет! - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Легендарной “Победе” – 75 лет!

28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Существует версия, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почём мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен. Однако, на самом деле это просто красивый миф...

К 1938 году Горьковский автозавод приступил к формированию перспективного типажа своей продукции, планируемой к освоению в ходе III—IV пятилеток. В том же 1938 году заводской художник-конструктор Валентин Бродский сделал первые наброски автомобиля с обтекаемым каплевидным кузовом, имеющим плоскую боковину без выступающих крыльев. В 1940 году своё видение перспективного автомобиля Горьковского завода представил также молодой московский художник Владимир Арямов. Его проект двухдверного седана, иногда упоминаемый под обозначением ГАЗ-11-80, отличала также весьма передовая форма кузова, имевшего плоскую боковину без выступающих крыльев и плоский передок без выступающей решётки радиатора

А уже правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля конструкторы ГАЗа получили зимой 1942 года (когда немцы штурмовали Сталинград и осаждали Ленинград). Весной 1943-го по эскизам художника-конструктора Вениамина Самойлова ведущий конструктор Юрий Сорочкин создал несколько моделей будущего автомобиля.

Даже после бомбежек лета 1943 года, когда ГАЗ был на грани остановки, работы над проектом новой легковой машины не прерывались. Первый прототип был готов к 7 ноября 1944 года. Освоение автомобиля проходило в условиях послевоенной разрухи и нехватки сырья, было сопряжено с освоением широкой номенклатуры сложных и новых для отечественной промышленности изделий. Так, кузов «Победы» был первым полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в СССР.

При доводке автомобиля учитывались все мелочи, вплоть до визуального восприятия бликов на изгибах корпуса.

Перед запуском в производство модели техники тогда обязательно показывали Сталину. Новый автомобиль вождь осматривал в Кремле 19 июня 1945 года. Автомобиль генералиссимусу сначала не понравился. По первоначальному замыслу ГАЗ-М20 имел 6-цилиндровый двигатель, и Сталин заметил, что в условиях нехватки горючего нужны более экономичные машины. Присутствовавший здесь же главный конструктор ГАЗа сказал, что заводом подготовлен и 4-цилиндровый вариант.

После осмотра финального варианта Сталин изменил мнение. Удалось добиться низкого для того времени расхода топлива у «Победы» — менее 10 литров на 100 км при испытательном пробеге из Горького (Нижнего Новгорода) в Москву.

В первый раз за всю историю отечественного автомобилестроения был создан легковой автомобиль, ставший новым шагом в мировом автостроении, а не скопированный с зарубежного аналога.

Этот культовый советский легковой автомобиль (заводской индекс модели — ГАЗ-М-20) в 1947 году он был удостоен победной медали всемирной автомобильной выставки в Брюсселе.

«Победа» была и весьма комфортабельной машиной. На ней устанавливался обогреватель салона, а на последних модификациях — радиоприемник в качестве стандартного оборудования, роскошь тогда неслыханная. Именно на «Победе» впервые появились электрические указатели поворотов, и именно водители «Побед» первыми перестали размахивать руками, предупреждая о маневре. Электрический стеклоочиститель и даже такая приятная мелочь, как плафон освещения салона, — все это появилось впервые на отечественной машине.

«Победа» стала и первым массовым советским автомобилем. За 12 лет было выпущено 241 497 экземпляров, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. Для того времени это огромные цифры, соответствующие в наше время десяткам миллионов единиц.

Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101.

Еще одно событие, связанное с появлением «Победы», — прорыв советских автомобилей на мировой рынок. В 1950 году только город Стокгольм закупил для своего таксопарка 800 «Побед».

В 1958 году был создан опытный образец аэросаней на базе несущего кузова «Победы». Необычный транспорт предназначался для почтового и транспортного обеспечения районов крайнего севера, где дороги зимой непроходимы для автомобиля. Аэросани оснащались авиационным звездообразным двигателем АИ-14, обеспечивавшим крейсерскую скорость 40 километров в час по ровному снегу. Снятие «Победы» с производства в том же году не помешало реализации постановления Совмина, поскольку необходимое количество кузовов зарезервировали заранее. В 1960 году начат выпуск аэросаней под названием “СЕВЕР – 2”, которые эксплуатировались в северных областях более десятилетия

К середине XX века машину импортировали не только Швеция и Дания, но и Бельгия, Австрия, Финляндия. Массовое городское такси в Финляндии вообще появилось в те годы именно благодаря автомобилю «Победа». Небольшие партии «Побед» тогда продавались в Великобритании и даже в США.

Фото – из сети Интернет.

Автор публикации

не в сети 9 часов

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 97Публикации: 2331Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии