Наставничество и профориентация - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

Наставничество и профориентация

10 ноября 2022 состоялась конференция «Наставничество и профориентация для профессионалов будущего: лучшие практики и решения для системы образования и работодателей»

Конференция проходила в двух форматах – в онлайн и офлайн и собрала в аудитории представителей из колледжей и компании SuperJob, Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», СПК в автомобилестроении, Национального Агентства Развития Квалификаций, ООО “ГРАВА”, ТЦ «ВОЛИН», Красноярского автотранспортного техникума, Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства, «Щелковского колледжа», Ассоциации «РАСТО», МАДК им Николаева, ЦОК «СП БИЗНЕС КАР», которые поделились личным опытом и подняли важные вопросы и проблемы профориентации и наставничества. Журнал Service and Parts, журнал AUTO3N и другие СМИ выступили инфопартнерами конференции.

Конференция началась с приветственного слова Фомина Романа Александровича, директора ГБПОУ «КОЛЛЕДЖА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА No9», который рассказал о важности наставничества в обучении и дальнейшей профессиональной деятельности студента, ведь наставник не только действиями, но и поступками и поддержкой помогает вырасти и самореализоваться молодым людям.

Первая сессия была посвящена актуальным вопросам профориентации школьников, участники поделились опытом проведения экскурсий, квестов и других мероприятий  для знакомства не только старшеклассников с будущими профессиями. Ведь основой проблемой является отсутствие интереса у детей к труду и стремление стать блогерами, а также отсутствие постоянно действующей, широко распространенной программы для знакомства с разнообразными специальностями и требованиями рынка труда.

Круглов Михаил Сергеевич, рассказывая о профориентации школьников, поделился опытом реализации таких проектов, как «путевка в жизнь», «билет в будущее» и организации летнего городского лагеря для школьников.

Интересную статистику привела Долгова Ольга Алексеевна, эксперт отдела карьерного развития компании SUPERJOB.

Согласно опросам компании, только 65% работодателей берут на работу молодых сотрудников без опыта работы, из них лишь 14% полностью удовлетворены уровнем профессиональной подготовки и 74% скорее удовлетворены.

Если говорить о ключевых критериях отбора молодых специалистов, то в 2022 году на первом месте (68%) шли личные компетенции и деловые качества, 49% – наличие минимального профессионального опыта, 28% – уровень образования, 23% – знание специфики работы компании.

Какурин Виталий Фёдорович, руководитель проекта «ЕДИНАЯ БАЗА ПРАКТИКИ» HR – КОМИТЕТА РОАД выступил с большой презентацией на тему «Формирование отраслевого кадрового резерва – путь к успеху».

Виталий Фёдорович обозначил главные проблемы и представил опыт решения их от Ассоциации «РОАД»:

– отсутствие интереса у молодёжи к рабочим профессиям

– отсутствие единого информационного поля

– необходимость адаптации систем среднего профессионального и высшего образования к требованиям работодателей

Селезнева Ольга Викторовна, председатель Ассоциации «РАСТО» поделилась опытом независимых автосервисов и выступила с темой «Рабочая модель взаимодействия студентов СПО и работодателей»

С 2019 по 2022 год Ассоциацией было проведено более 250 встреч в 5 ФО РФ, проведено более 40 аудитов образовательных программ и были выявлены 70 трудовых функций, которые нужны, вместо 400, которые дает профессиональное образование. Ведь  первые годы работы молодой специалист должен уметь выполнять простые слесарные, шиномонтажные и сварочные работы

«Мы думали, почему дети не идут в профессию, в чем проблема? А проблема оказалась проста, очень мало отдается времени простым работам, которые выполняются в 70% случаев в автосервисе. И только идя за руку с работодателем можно достичь большого процента востребованности молодых специалистов.

Мы разработали свою краткосрочную учебную программу подготовки автомехаников совместно с ведущими мировыми брендами автокомпонентов и оборудования и внедрили её у себя на площадке ТЦ «ВОЛИН». В ней ежедневно – 4 часа теории и 4 часа практики и через 3 месяца.

Я против месячной производственной практики, студенты должны приходить минимум на 3 месяца, группы должны быть малочисленными, и дети должны быть не случайными, а со стремлением к знаниям.

Цель взаимодействия системы профобразования и работодателей – создать условия, чтобы дети и молодёжь смогли выбрать свою будущую профессию и достигнуть максимально успешных результатов  для себя и страны в целом»

Также Ольга поделилась опытом проведения «Праздника рабочих профессий», на котором студенты колледжа не только соревновались в спорте и профессиональном мастерстве, но и знакомились с лучшими практиками авторемонта, посетили выставку автокомпонентов, ПО, автосервисного оборудования, аэрографии и картин. Ведь студентам для развития личности важно иметь разносторонне развитие.

Янковский Николай, заместитель председателя Ассоциации «РАСТО» поделился опытом взаимодействия сети VIANOR с колледжами.

Николай озвучил и пожелания к преподавателям, основанные на практике работы со студентами – это вырастить социально адаптированную личность (и это главное!). Помимо этого нужны дисциплина, физподготовка, базовые навыки безопасности, знание слесарки и сварки и дуальное обучение.

Процесс работы СТО с СПО должен быть непрерывным – от собраний с родителями и знакомства с автосервисом до стажировки и отработки с наставником навыков и умений.

Важную роль играет и личность наставника и его мотивация, а также понимание владельцем автосервиса, что работа с начинающим механиком – это инвестиции (от доплаты наставнику до простоя одного из подъемников на 50%)


Выводы Николая по итогам выступления:

1. В отличие от реалий СССР, институт наставничества законодательно не выражен. Всё на усмотрение тех, кому это надо. Отлично. Хоть это не зарегулировали.
2. Наставниками не становятся, а рождаются. Кто получает удовольствие от передачи опыта и выращивания смены – тот может и должен быть наставником. Задача руководителя – воспользоваться (не безвозмездно!) генетикой этого сотрудника.
3. Адаптация молодого специалиста на сложном производстве без наставника невозможна, нужна как “дошлифовка” профессиональных навыков, так и адаптация в коллективе.

Работа с колледжами продолжается! Чтобы оказаться в светлом будущем, зажигать нужно уже сейчас!

Автор публикации

не в сети 3 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 94Публикации: 2207Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии