Модный мотор
Компактный двигатель позволил укоротить капот и облегчить автомобиль. Были использованы и другие новые решения – автоматическое сцепление и дисковые тормоза. Она стала одной из первых моделей, в кузове которой были предусмотрены деформируемые зоны для повышения пассивной безопасности. Дизайн, разработанный под руководством Клауса Лютэ, получился очень современным, и до сих пор выглядит оригинальным, но не вычурным. Ro 80 считается первым серийным автомобилем с клиновидной формой кузова, вскоре ставшей очень популярной. Цифры в обозначении означали планируемую мощность двигателя в лошадиных силах, в итоге она получилась больше, 115 л.с., чуть больше 80 кВт.
NSU Ro 80 была выбрана «Автомобилем 1968 года» в Европе, став первым немецким автомобилем, завоевавшим этот титул. Она привлекла покупателей внимание своим стильным дизайном, простором и динамикой. Но ненадежный в первое время двигатель потребовал больших расходов на гарантийные ремонты, и подорвал не только репутацию модели, но и финансы NSU. В итоге компания в 1969 году была объединена с Audi. Ro 80 выпускали до 1977 года, но сделали сравнительно немного, 37 398 штук.
Зато сам двигатель привлек внимание во всем автомобильном мире: лицензии на РПД купили American Motors Corporation. GM, Citroen, Alfa Romeo, Porsche, Nissan, Mazda, и другие, а также производитель авиадвигателей Curtiss Wright.
Citroen выпустил две партии автомобилей с РПД. С 1969 по 1971 год было сделано 267 М35, купе на основе Ami 6, с 60-сильным роторно-поршневым двигателем объемом 0,5 л, и гидропневматической подвеской. Эти машины не продавались, их выдавали некоторым покупателям Citroen для испытаний. В 1974–1975 годах было сделано 846 (по другим данным – 874) экземпляров GS Birotor. Как указывает название, этот двигатель уже имел не один, а два ротора. Собственно, это был уже проверенный агрегат объемом 1,0 л от NSU Ro 80, но чуть меньшей мощности, 107 л.с. вместо 115. Эта модификация позиционировалась как самый роскошный вариант GS, в дополнение к РПД оснащалась автоматическим сцеплением – высокий расход топлива после нефтяного кризиса ограничил спрос. Из-за жалоб на надежность двигателя Citroen предложил владельцам заменить машину на новый CX, и большинство согласилось. В итоге сохранилось лишь около полусотни Citroen Birotor.
Проблема с маслом
Главным производителем автомобилей с двигателями Ванкеля была Mazda. Она ставила их на несколько моделей, как спортивных, так и четырехдверные седаны. В предкризисном 1973 году она продала 190 тысяч автомобилей с РПД! Но после повышения цен на топливо продажи резко пошли на спад, достигнув 30 тысяч в 1977 году. Затем они снова выросли, но уже никогда не превышали 70 тысяч в год, а в девяностые стали снижаться. Mazda RX-8 выпускали до 2011 года, когда ее продажи уже упали до 1000 в год, Последние экземпляры исчезли из салонов дилеров в 2012 году. В общей сложности Mazda продала более миллиона автомобилей с роторно-поршневыми двигателями, и ее руководители упорно проявляли оптимизм в отношении этой конструкции. В последние годы были созданы версии роторного двигателя для работы на водороде, что полностью решало вопрос с токсичностью отработавших газов. Но на данный момент надежды на возрождение РПД остаются надеждами.
Двигатель Ванкеля действительно убили экологические требования. Поскольку уже давно главным нормируемым параметром остается количество углекислого газа на километр, необходимо всеми средствами снижать потребление топлива. Один из методов – применение моторных масел пониженной вязкости, которые обеспечивают снижение расхода на два–три процента. Но они хуже защищают двигатель, а роторный двигатель нуждается в защите куда больше, чем классический с поршнями. Поэтому надо использовать более вязкие масла, но с ними возникает другая проблема: некоторое количество масла впрыскивается непосредственно в камеру сгорания. И, соответственно, сгорает, ухудшая (с точки зрения экологии) состав отработавших газов, да еще и образуя нагар. Японское масло, специально разработанное для Mazda RX-8, сгорает практически полностью, и при этом обеспечивает достаточную смазку. Но его не так просто найти и стоит оно недешево. И, конечно, желательно менять масло как можно чаще. В итоге эксплуатация роторных Mazda либо обходится довольно дорого, либо продолжается не очень долго. В наше время такой автомобиль могут себе позволить только настоящие искренние поклонники этой модели.
За железным занавесом
С РПД активно работали и в CCCР с 1973 года. Лицензию, правда, не покупали, и обошлись своими силами. В 1980 году были выпущены ВАЗ-21018, и десяти конструкторам НАМИ разрешили их купить без очереди в обмен на отчеты об эксплуатации. Надежность двигателей оказалась ожидаемо невысокой, и в серийное производство они не пошли. Основным назначением машин с РПД было использование спецслужбами – благодаря высокой мощности эти обычные с виду «Жигули» и «Самары» могли с легкостью преследовать даже мощные иномарки. На ВАЗе было разработано несколько моделей РПД. Ставили их на разные модели, а также на «Волги» и даже микроавтобусы РАФ. В девяностые годы автомобили ВАЗ с роторным двигателем поступили в свободную продажу. Устанавливали РПД и на гоночные модели на базе LADA 110, и они до сих пор участвуют в соревнованиях.
Роторные двигатели применяли и на мотоциклах, катерах и в авиации.
На взлет!
Citroen поставил РПД на вертолет собственной конструкции. Двухроторный двигатель объемом 2,4 л с системой впрыска топлива собственной разработки Citroen развивал 190 л.с. C ним двухместная машина массой 700 кг могла развивать скорость до 175 км/ч и подниматься на высоту до 3500 метров. В декабре 1975 года Citroen RE-2 совершил свой первый полет.
Успешные испытания позволили Citroen получить временный сертификат летной годности. Однако дальше экспериментальных полетов дело не пошло – купившая у Michelin бывшего конкурента Peugeot решила не тратить деньги на это направление. B мае 1979 года проект был официально закрыт, а единственный RE-2 совершил свой последний перелет в музей компании.
ВАЗ, насколько известно Auto3N, также выпускал авиационные роторные двигатели. Занималась этим и Mazda. Высокая удельная мощность таких двигателей делает их привлекательными для авиации. Сейчас их используют для строительства легких самолетов.
Автор – Валерий Чусов, специально для Auto3N