За джойстиком гоночного автомобиля - Электронный журнал Авто3н
— Мы постоянно сталкиваемся с великими возможностями, тщательно замаскированными под неразрешимые проблемы. Ли Якокка
Ли Якокка

За джойстиком гоночного автомобиля

Международный день инвалидов отмечается с 3 декабря 1993 года и привлекает внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями. Компании PARAVAN и Schaeffler Paravan Technologie убедительно демонстрируют, как можно учитывать индивидуальные особенности человека в гоночном спорте, и вдохновляют других людей на то, чтобы двигаться и преодолевать преграды. За последние несколько лет Янис Мак-Дэвидс, уроженец Гамбурга, проехал более 320 тысяч километров без единой аварии. Теперь он пересаживается в гоночный автомобиль.

В жизни Яниса Мак-Дэвида всегда была главная мечта — водить автомобиль. Для него свобода — это возможность самому решать, где и когда находиться. Однако за этой свободой стоит гораздо большее. Как говорит сам Янис, «на дороге я становлюсь как все, и не важно, что у меня нет рук и ног. Чувствовать себя нормальным — это великолепно». Эта мечта Яниса Мак-Дэвида сбылась еще 10 лет назад, когда он сел в автомобиль Mercedes Sprinter, специально приспособленный для него. С тех пор он проехал свыше 320 тысяч километров без единой аварии, управляя машиной с помощью 4-позиционного джойстика и электронной системы Space Drive.

«Ребенком я часто мечтал о крутых спортивных машинах», — говорит Янис. Теперь и эта его мечта воплотилась — в автомобиле BMW M3. Как профессионал, одетый в соответствии с официальными требованиями по безопасности в огнестойкий гоночный костюм и шлем, Янис Мак-Дэвид садится на водительское сидение. Как это и принято в гонках, оно было изготовлено специально для него. Первый тест-драйв на трассе Хокенхаймринг он выполнил с триумфом.

Идея воплотить в реальность детскую мечту родилась у Яниса год назад во время посещения парка мобильного оборудования для инвалидов компании PARAVAN. Вообще-то тогда он приехал за новой машиной — тоже микроавтобусом, как и его старый Sprinter, однако гораздо более быстрым и маневренным. «А можно еще быстрее?» — спросил тогда Янис. «Конечно можно», — ответил ему управляющий директор компании PARAVAN Роланд Арнольд и показал свой последний проект — Audi R8 LMS GT3, первый в мире спортивный автомобиль с полным отсутствием механической связи между устройством рулевого управления и рулевой передачей. Тогда этот автомобиль уже получил одобрение Немецкой ассоциации автоспорта DMSB. Почему бы не опробовать эту технологию с 4-позиционным джойстиком на гоночной трассе?

«Когда я вижу Яниса на гоночном треке, для меня это просто невероятно», — с энтузиазмом говорит Роланд Арнольд. Этот инновационный проект дорог ему и важен как пример успешной абилитации. «С этим новым проектом мы хотим вдохновлять людей на преодоление преград — с технологией, которая будет играть ключевую роль в развитии будущих концепций автономного транспорта для всеобщей пользы».

Адаптация автомобиля как сложная задача

Янис Мак-Дэвид горячо принял новый вызов, который для него был связан сразу с двумя ключевыми инновациями. Во-первых, ему предстояло впервые в жизни по всем правилам разогнаться на мощном автомобиле. Во-вторых же, он также впервые выезжал на дорогу с системой рулевого управления Space Drive второго поколения. Уже первые тестовые заезды многое прояснили. «Я ощутил множество различий — уже хотя бы потому, что новая машина была ниже. Кроме того, она гораздо точнее входит в поворот, по сравнению с системой Space Drive 1», — объясняет Янис.

Техникам команды PARAVAN предстояло первыми освоить критически важные элементы всего проекта: джойстик и костюм, виражи и скорость. Сложность здесь состояла в том, чтобы 4-позиционный джойстик, полностью интегрированный в каркасное кресло, постоянно оставался надежно зафиксированным у Яниса под мышкой — и на высоких скоростях, и под действием центробежных сил на гоночной трассе. «Джойстик должен подходить на тысячу процентов. Мне ни на секунду нельзя терять с ним контакт. Иначе последствия будут фатальными. Вот на чем нам следует сконцентрироваться», — говорит Янис. «Важнее всего, чтобы Янис надежно сидел в кресле и чтобы безопасность была полной и постоянной. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Это первоочередное требование», — говорит Александер Грефф, который отвечал за техническую реализацию проекта и у которого, как у чемпиона мира по дрифту, бензин течет в жилах.

Разговор двух гонщиков, использующих систему Space Drive: Янис Мак-Дэвид с 4-позиционным джойстиком и пятикратный победитель гоночного чемпионата Германии DTM Бернд Шнайдер со специальным рулевым колесом Force feedback. Как система ведет себя на трассе, и как лучше входить в поворот? Изображение: компания PARAVAN

По окончании конверсии автомобиля последовали первые тестовые заезды под присмотром инструктора Ральфа Буманна — сперва на дороге, затем в рамках учебного курса компании PARAVAN с элементами дрифта и наконец на летном поле с требуемой скоростью. Это позволило специалистам оценить, достаточно ли надежно Янис сидит в водительском кресле. «Впервые разогнаться свыше 200 км/ч было потрясающе. Ральф тогда сказал мне: парень, отвлекись от спидометра — смотри на дорогу».

Как и любой водитель, Янис должен полностью контролировать автомобиль — и на шоссе, и на гоночной трассе. «Отрегулировать все параметры так, чтобы он мог полностью контролировать автомобиль даже на таких скоростях — вот что за задача перед нами стояла», — рассказывает г-н Арнольд как эксперт.

С шоссе на гоночную трассу

На первые тестовые заезды на трассе Хокенхаймринг Янис Мак-Дэвид выходил со всем пиететом. «Я не хочу просто кататься — я хочу выжать газ, — говорит Янис. — Мне нравится выходить за пределы, однако я сохраняю осторожность, и конечно же мне бы не хотелось допускать никаких аварий». И для этого у него есть выдающийся тренер, Бернд Шнайдер, пятикратный победитель гоночного чемпионата Германии DTM, который в этом сезоне сам садился в кабину автомобиля Mercedes-AMG GT3 с системой Space Drive и тоже пробовал управлять машиной с помощью джойстика. «Здесь, у внутренней обочины, можешь слегка придержать лошадей, поскольку тебе просто нужно будет пройти меньшее расстояние, если идешь с касанием левой кромки, — со знанием дела объясняет профессионал Янису, ведя его по оптимальной траектории по трассе. — Затем входишь в поворот, после апекса слегка прижимаешь газ и затем разгоняешься».

«Сегодня он овладел этим приемом, и это просто феноменально. Янис не просто спокойно ехал — он прошел гоночную трассу идеально. Я говорю ему, где начинать и где заканчивать поворот, он проходит апекс, и у него все получается идеально! В машине у меня мурашки пробежали по коже», — рассказывал впоследствии опытный водитель. «Я по-прежнему не могу полностью всего осознать, — признается Янис, потрясенный своим первым заездом — Это моя детская мечта, которая теперь сбылась. В развитии возможностей транспорта и системы рулевого управления Space Drive мы сделали большой шаг. Подумайте только: чтобы управлять гоночным автомобилем здесь, на этом треке, не нужны ни руки, ни ноги».

Сейчас Янис Мак-Дэвид с нетерпением ждет своей первой официальной гонки, которую приходится отложить до весны из-за пандемии коронавируса. Тогда он сможет принять участие в по-настоящему крупном заезде, проехав прогревочный круг на своем BMW еще до автомобиля безопасности.

Независимость передвижения как ключ к самостоятельности

Также Янис Мак-Дэвид вскоре собирается сесть в водительское сидение Mercedes V‑Class, который был адаптирован специально для него. Проехав 320 тысяч километров на Mercedes Sprinter, он теперь по-настоящему хочет перебраться в новую машину, которая для него — почти что второй дом. «Быть немного быстрее на дороге, чем в Sprinter — это же здорово», — говорит Янис в интервью с Йоахимом Глюком, консультантом компании PARAVAN по вопросам транспорта. У него большие ожидания.

Помимо технического прогресса, который за последние 10 лет сделал вождение гораздо более комфортным и безопасным, для него важно еще кое-что. «Я определенно хочу обратить внимание на внешние виды, звучание и работу, — говорит Янис, — особенно после первого заезда на гоночном треке». Но более всего его интересуют новые технические характеристики. «Приложение PARAVAN Touch, голосовое управление, система зажигания Magic Key и программные функции, которые позволяют мне, к примеру, открывать машину снаружи. Вот что для меня интереснее всего, и на что бы я с удовольствием посмотрел».

Последняя проверка: Бернд Шнайдер проверяет надежность крепления снаряжения. Изображение: компания PARAVAN

На ходу, в дороге — будь то спонтанная поездка в Амстердам восемь лет назад или турне через всю Италию до Сицилии — машина порой становится аналогом гостиничного номера. «У нас был забавный опыт общения с итальянскими полицейскими», — вспоминает он о том, как случайно остановился не на той парковке.

Возможность водить машину изменила жизнь Яниса и остается для него важным опытом — катается ли он в свободное время или едет на работу. Янис Мак-Дэвид — известный спикер и автор мотивирующих лекций. «Иногда я читаю лекции в местах, куда не ходят поезда, и обычно это бывает в неудобное время», — рассказывает он. Ему нравится делиться собственным опытом с аудиторией, он хочет помочь людям преодолеть барьеры и научиться видеть в неблагоприятных обстоятельствах стимулы для поиска решений. «Не будь у меня машины, я бы просто не смог делать свою работу», — говорит он.

«Как можно жить так, чтобы не ограничивать самих себя? Можно сделать невероятное количество всего, если мы доверим себе это», — мотивирует Янис аудиторию своим отношением к жизни. Ведь в его жизни как раз немало мнимых препятствий, и ему хорошо знакома реакция аутсайдеров, которые слишком часто отступают, считая что‑либо невозможным. «Единственное, что меня интересует — это решение. Вот почему мне захотелось стать частью этого проекта и показать, что мы можем раздвинуть границы еще дальше. Компания PARAVAN берется за множество вещей и доводит их до совершенства. И нашему обществу очень нужен этот дух первооткрывателей.

Мечта Яниса сбылась: он едет по трассе Хокенхаймринг в водительском кресле адаптированного для него BMW M3. Изображение: компания PARAVAN

О Янисе Мак-Дэвиде

Технологии всегда играли главную роль в жизни Яниса Мак-Дэвида. Он родился в Гамбурге в 1991 году и в возрасте полутора лет уже сидел в кресле с электроприводом, которым он сам управлял. В юности, боясь превратиться в аутсайдера, он пытался пользоваться протезами, однако держать в них равновесие оказалось невероятно сложно. И хотя сейчас технологии серьезно продвинулись, Янис, пользуясь ими, говорит, что в его повседневности они не занимают слишком много места. Сегодня он живет во многом нормальной жизнью. В его квартире множество предметов обстановки оснащены голосовым управлением, однако иногда Янису хочется записать что-то на бумаге, и тогда он зажимает ручку в зубах. Он изучал экономику и сейчас ездит по стране как успешный автор и докладчик. Его основные темы — вдохновение, мотивация и конечно же преодоление личных рамок.

Автор публикации

не в сети 2 часа

Auto3N

0
главный редактор
Комментарии: 93Публикации: 2100Регистрация: 15-10-2020
Электронный журнал Авто3н
Комментарии